Краткий очерк по истории Алжира



жүктеу 491.19 Kb.
бет1/2
Дата27.04.2016
өлшемі491.19 Kb.
түріКраткий очерк
  1   2
:


Краткий очерк

по истории Алжира

Доступная историография

Алжир издавна привлекал внимание различных исследователей, историков, военных деятелей, императоров и коммерсантов. Еще в начале I века н.э. появились упоминания об Алжире в различных исторических документах. От античности до средневековья дожили до нас лишь отрывочные и неясные сведения. Единственными точными документами являлись навигационные карты, где отражались все географические детали средиземноморского побережья.

Общие сведения об Африке содержались в “Географии” Страбона (25 г. н.э.), в “Естественной истории” Плиния Старшего, в “Истории Мира” Плиния Младшего.

В конце I столетия MARIN DE TYR составил карту медитеранского (средиземноморского) побережья. В середине V века Марцианус Капелла перечислил города в Северной Африке и привел первые упоминания о рудниках и карьерах. В это же время появилась “Космография” (Aethicus), которая не внесла ничего нового. В первой части знаменитых “Маршрутов” - рукописи, составленной римским императором из династии Северов (186-217 гг.) и охватывающей период со времен Юлия Цезаря до III или IV века, перечисляются все военные дороги Империи.

В III веке была составлена “Таблуа Пэтингера”, названная так по фамилии антиквара XVI века, который владел их копией. Маршруты, составленные в форме графики, были очень удобны для чтения. Оригинал этого документа, найденный в 1714 году, впервые опубликован в Лейпциге в 1824 году.

Среди работ арабских авторов интересные сведения можно почерпнуть у Эль Бекри (XI в., “Описание Африки”), Эдриспа (1154 г., “География”), Аббу-эль-Федди (1321, “Описание стран Магриба”). В конце XIV в. знаменитый Ибн Хилдук составил “Историю Африки” при различных династиях и “Историю Берберов” - работа исключительно точная в деталях, где упоминаются редкие географические сведения и приведены минералогические данные.

C XVI-XVII вв. появилось большое количество описательных трудов. В них приводились уточнения положения населенных пунктов, историческая география и частично экономическая география. Физическая география авторов не интересовала.

В 1556 году выходит “Описание Африки” Леона Африканского (Leo Africanus), переведенное в “Описание Африки, третьей части мира” Жаном Танпоралем на французский, а затем - на испанский.

“Orbis Terrarum” Абрахама Ортеля выходит в 1570 году, и его же “Thesaurus geographicas” - в 1596 г.

С 1578 по 1628 гг. вышло десять изданий знаменитого “Атласа” Меркатора, в который были помещены карты Северной Африки - графические переводы цифровых таблиц Птолемея. В 1605 г. переиздана “География” Птолемея (Geographiae libri octo).

В 1660 г. Грамай создает “Общее описание Африки”, в 1622 г. - “Иллюстрированную Африку” (Африка в картинках).

“Африка” Марполя, которого часто цитируют, переведена Никола Пьерро, сэром Д’Абланкуром в 1667 г. В 1685 г. появляется первое издание знаменитой серии переводов трактата Плиния Старшего “Естественная история”, выполненных Пэром Хардуэном.

Томас Шоу опубликовал в 1738 г. в Оксфорде свой труд “Travels and Observations relating to several parts of Barbary and the Levant”* . В 1743 г. в Гааге появился французский перевод этой работы. Здесь содержатся оригинальные заметки по географии и минералогии почти всей Северной Африки. Им указаны полезные ископаемые, римские карьеры и рудники, источники свинца, железа и битума, эксплуатируемые берберами.

Введение
Если посмотреть на географическую карту, а еще лучше - на космический снимок Африки, то в глаза бросится характерный четырехугольный выступ на северо-западе этого континента. Это - Магриб. В переводе с арабского это слово обозначает “Запад”. Подобно огромному острову около 2000 км длинной, высится Магриб горными цепями Атласа. С запада он омывается Атлантическим океаном, с севера и востока - Средиземным морем. На юге Магриб граничит с пустыней Сахарой, которая изолирует его от Центральной Африки.

Последние этапы геологической истории Атласа отличались большим своеобразием. В четвертичном периоде - за последние полтора миллиона лет - здесь произошло большое оледенение гор. Очертания Средиземного моря значительно изменились вследствие дифференцированных поднятий и опусканий блоков земной коры и колебаний уровня моря.

Условия физико-географической среды всегда сильно влияли на развитие человеческого общества, а изменения этой среды обусловили становление и эволюцию человека. Конечно, по мере развития общества его зависимость от географической среды становилась все меньше.

Магриб был одним из центров возникновения человеческих рас и развития древнейших культур. Недаром еще древние греки считали горы Атлас местом обитания мифических атлантов, якобы населявших ранее легендарную Атлантиду.

Уже в виллафранкское время (около двух миллионов лет назад) на территории Магриба обитали аркантропы - австралопитеки, оставившие после себя примитивную катерскую каменную культуру грубо обработанных галек - полиэдров. Позднее, в среднем плейстоцене, по территории Магриба расселились питекантропы - атлантропы, или тернифийские люди. Они создали камасскую и канжерскую палеолитические культуры. Этих людей антропологи выделяют как особый род “питекантроп магрибский”. Следующая по возрасту раса палеантропов, или неандертальцев, распространилась преимущественно на западе Магриба. Она создала специфические магрибские культуры атера, а позднее капсия. Их абсолютный возраст определяется в широком диапазоне от 30 до 4 тысяч лет до н.э. Неолит начался в Магрибе примерно 3 тысячи лет до н.э. и характеризовался архаическими формами орудий. Этот этап развития культуры охватывал период вплоть до первых столетий до н. э. Несмотря на то, что переселения первобытных людей на территории Магриба происходили неоднократно, палеолитические и неолитические культуры Магриба были самобытны.
Десять лет археологии Алжира

Статья “Спасительные раскопки”, появившаяся в алжирской газете “Эль Муджахид” 10 марта 1980 г., повествует о том, как случайные находки археологических следов старинных памятников культуры дали мощный толчок к проведению срочных работ по раскопкам, которые ведутся уже в течение 10 лет.

Материалы раскопок говорят о том, что еще до прихода римлян в Алжир и вообще в Северную Африку, существовали традиционные берберские захоронения в виде мавзолеев. Другие же были построены сразу после падения Римской империи в V в. н.э. 13 таких захоронений обнаружено в районе Френды (Вилайя, Тиарет); они в точности совпадают с такими же захоронениями, обнаруженными ранее и хорошо изученными (как например, огромные могилы Медгасена в Батне и могила короля Мавритании близ Типазы).

Отнесение этих памятников захоронения к V, VI и началу VII вв. н. э. свидетельствует о том, что в этом районе (запад страны) влияние римской культуры было намного ниже, чем на востоке.

Обряд захоронения, по данным раскопок, был тесно связан с существовавшим у древних африканцев культом мертвых. Там, в обнаруженных склепах, имеются небольшие комнаты для ночных бдений у могил предков, которые, якобы обладали пророческим даром предсказаний, являвшихся людям во сне. Комнаты были построены с восточной стороны могил, т.е. со стороны восхода солнца. Эта направленность к солнечной стороне соответствует древнейшей религиозной традиции берберов, где культ мертвых был тесно связан с культом солнца.

Постройки были выполнены в соответствии с местной архитектурой, унаследованной от доримской эпохи.

И еще один интересный факт: надписи, воспроизводящие берберские имена (например, Алленис, Зарутун) на надгробных плитах, были написаны латинскими буквами, но... справа налево (т.е. на арабский манер), что свидетельствует об устойчивых традициях письма, бывшего тогда в обиходе до введения латинского языка в Африке. На некоторых камнях выгравированы ливийские символы, которые обычно оставляли на своих работах в виде личного клейма мастера-камнетесы. Кстати, в этом же номере “Эль Муджахида” (от 10.03.80 г.) приводятся такие слова о ливийской письменности времен ливийско - берберской культуры:

“Ливийская письменность является самой древней на земле Северной Африки и принадлежала ливийцам, т.е. коренному населению, проживавшему в этом районе до всевозможных вторжений и колонизаций”.


О строительном искусстве
В этом же номере газеты...

... Раскопки, выполненные в 1971-72 годах в северо-восточной части города Ханаина (близ Тлемсена), позволили обнаружить три уровня сооружений, где применялись различные технические приемы строительного искусства (наличие раствора, кирпича, бутового камня). Некоторые плиты выложены фаянсом и керамикой (типа “зеллидж”) прекрасного качества и фактуры. Керамические изделия говорят о богатом прошлом этого древнейшего поселения, которое находилось на перекрестке крупных торговых путей древности...


Руками археологов вернулся к жизни один из уникальнейших архитектурных памятников древнего Алжира. Это мавзолей в Сиге (Вилайа Тлемсен), бывшей столице берберского царства Масаэсилов, правителем которой был... царь Сифакс. Мавзолей обнаружен в одном из глубоких стратиграфических пластов в долине Тафна. Мавзолей носит имя одного из современников ливийско - берберской эпохи - Бени Ренана и сооружен во II веке до н. э. в стиле ливийско-пунических мавзолеев и захоронений.

Там же...

Редчайший случай в Магрибе. В 1977 году в Сетифе при строительстве нового делового квартала во время прокладки канализационных труб были обнаружены стратиграфические ярусы со следами различных цивилизаций, в том числе исламской. Археологи четко установили ее датировку - это эпоха, так называемой средневековой керамики Центрального Магриба.

Впервые в истории алжирской археологии в Сентафе была обнаружена на одном и том же месте целая серия археологических пластов, мощностью в пять метров, что говорит о пребывание здесь людей в течение очень длительного времени (конец I, начало II века н.э.).


Во глубине веков...
Территория нынешнего Алжира заселена с незапамятных времен. Некоторые находки, сделанные в районе одного из крупнейших городов страны - Константины, ученые датируют началом четвертичного периода (около двух миллионов лет назад), а первые поселения коренных жителей Алжира - берберов - относят к Х веку до н.э. На протяжении тысячелетий эти земли подвергались различным завоеваниям: здесь побывали финикийцы и карфагеняне, римляне и вандалы, арабы, византийцы, турки и, наконец, французы. История современного Алжира неизбежно несет на себе следы всех сменивших друг друга цивилизаций.
I

Ливийско - берберская эпоха.

В Северной Африке в древнейшие времена существовала цивилизация и культура, названная историками “ливийская” или “ливийско - берберская”.

Этимология этого названия восходит к древнегреческому слову “либик”, которым греки называли северную часть Африки и “барбар” (или “бербер”) - слово, применявшееся древними римлянами по отношению к любому коренному населению, чуждому их цивилизации. Само слово “Африка” имеет греко-карфагенский корень АФРИ, обозначавший народы, населявшие земли, которые находились под контролем Карфагена. Слова “мавры” и “нумиды” применялись лишь к жителям независимых территорий.

Сами же исконные жители данных территорий именовали себя “имазигенами” - это слово до сих пор используется в горах Орес (в Алжире) для обозначения “свободных” людей* .

Эта цивилизация и её культура еще плохо изучены, однако данные археологии говорят о наличии в ту эпоху богатых захоронений, где найдены железные, медные и бронзовые украшения, гончарные изделия, свидетельствующие о существовании похоронных ритуалов, письменности и искусства, характерными чертами которого были схематизация, фронтальность изображения, плоский рельеф (одномерное изображение).

Вышедшие из Тира и Сидона (современные Ливан и Сирия) финикийцы основали в Северной Африке государство Карфаген ( на территории современного Туниса), датой его основания принято считать 814 г. до н.э.* . Карфаген, являвшийся базой морской империи и колонией для населения, построил на территории Алжира первые торговые центры по всему побережью от Аннабы до Газауэта с расстоянием между ними в 30 километров. Эта цивилизация на территории Северной Африки получила название “пунической”.

Основными городами этого периода были: Гиппо-Региус (Аннаба), Рузикаде (Скикда), Шуллю (Колло), Сальде (Бежайя), Игильгили (Жижель), Рузукуру (Деллис), Рузгиние (Бордж эль Бахры), Икозим (Алжир), Йоль (Шершель), Картенне (Терес) и ряд других городов и колоний внутри страны.

В VI веке до н.э. греческий военачальник Агафокл (310 г.) предпринимает ряд военных походов с целью завоевания некоторых стран на Средиземноморском побережье и временно прогоняет карфагенян с африканской территории. К этому периоду относятся и первые упоминания о народах, населявших Север Африки. Однако уже в III веке до н.э. Рим становится могущественной морской державой. В результате трех войн, известных в истории под названием “пунических”, римляне разрушили Карфаген, а территории его присоединили к Римской империи. В 146 г. до н.э. все владения Карфагена были превращены в римские “провинции” и получили общее название PROVINCIA AFRICA (“Провинция Африка”).

Накануне римского завоевания существовало три независимых государства, размещавшихся на территориях современного Алжира и Марокко.

- Царство Мавритания (северо-западная часть современного Марокко), образованное еще до IV века до н.э.

- Царство Масаэсил со столицей Сига от Мавритании до уэд эль Кебир), главой которого был Сифакс;

- Царство Массиль (Нумидийское царство) между Уэд Эль Кебир и Кеф (восточная часть Алжира), во главе которого был вождь Гайя, а затем его сын Массиниссе; столицей царства была Цирта (современная Константина). Вожди этих государств, постоянно враждовали между собой, использовали соперничество Карфагена и Рима в своих целях и присоединялись то к одному, то к другому для отвоевывания своих территорий.

В 203 году Массинисса, объединившись с римлянами, завоевал царство Масаэсил, а его вождя, Сифакса, взял в плен. В промежутке между 174 и 150 гг. после нескольких сражений ему удалось захватить и другие территории и города, принадлежавшие Карфагену, объединив их в одно Нумидийское царство. По сути дела, это было “первое историческое правление”, просуществовавшее 56 лет. Этот период в истории Алжира и Северной Африки документально изложен в трудах античных историков (Тит Ливий, Плиний, Полибий, Страбон, Птоломей, Тацит, Флавий, Анниан и др.).
II

Эпоха римского завоевания

(146 г. до н.э. - 430 г. до н.э.)

Римское владычество в Алжире продолжалось около шести веков. Поскольку оно наложило самый большой отпечаток на всем облике страны, остановимся на нем более подробно в лекции, посвященной древнеримским памятникам Алжира...

Боясь образования мощного берберского государства, римляне после смерти Массиниссы в 148 г. до н.э. разделили Нумидийское царство между его тремя братьями: Миципса, Гулусса и Мастанабал. Продвижение римлян вглубь Алжирской территории было медленным и постоянно наталкивалось на сопротивление.

Так, например, Югурта, сын Мастанабала, предпринял попытку вновь объединить Нумидию. После почти десятилетней войны, из которой он неоднократно выходил победителем, Югурта был предательски пленен и убит в Риме в 104 г. до н.э. Нумидия вновь была разделена на три королевства.

После смерти Югурты история сохранила свидетельство о двух выдающихся личностях: Юба I и Юба II.

Правление Юбы I началось в 50 г. до н.э. Испытывая постоянное давление со стороны римлян и тщетно пытаясь добиться своей независимости, Юба I после очередной победы римлян покончил жизнь самоубийством.

Сын его Юба II попал в руки римлян и был воспитан в Риме, а затем назначен императором Августом главою Мавританского царства со столицей Цезареей (современный Шершель). Время правления Юбы II - с 25 г. до н.э. по 23 г. н.э. (48 лет).*

После того как его сын Птолемей был убит императором Калигулой (в 40 г. н.э.), Мавританию присоединили и разделили на две императорские провинции: Тингитанская и Цезарейская Мавритании (42 г. н.э.).


III

Эпоха вандалов - выходцев из Испании

(430-534 гг. н.э.)

В конце IV столетия Новой эры Римская империя вступает в полосу своего распада. Во всех провинциях, в том числе и в Северной Африке, отмечаются религиозные смуты, восстания местного населения против своих поработителей. Эти беспорядки и ослабление римского влияния способствуют завоеванию вандалами, прибывшими из Испании в 430 году, вначале двух Мавританий (Тингитанской и Цезарейской) и части Нумидии, а затем Карфагена. На этих территориях они основывают свое королевство.

Об эпохе вандалов нам мало что известно, поскольку остатки культуры встречаются очень редко. Известно лишь, что начавшийся еще до прихода вандалов процесс упадка городской жизни усилился. Единственными документами, свидетельствующими об этом времени, являются несколько монет с изображением главы вандалов Гензерика и его приемников, а также несколько купчих на куплю-продажу предметов частной собственности, известных под названием “таблички Альбертини”, названных так по имени их исследователя.

Вандалы пробыли в Алжире недолго, всего одно столетие. В это время еще больше усилилась борьба коренного населения за свою независимость. Начиная с конца V столетия, в центральном Алжире, в районе Ходны и Ореса, появились новые Мавританские королевства. Вандалы были изгнаны из обеих Мавританий и Нумидии.


IV

Византийская эпоха (534-640 гг. н.э.)

Византийская, или Восточно-Римская империя со столицей Константинополь, была создана в период с 330 по 395 гг. н.э. в восточной части Римской империи и просуществовала до 1453 года.

Пользуясь раздробленностью и ослаблением вандалов, император Византии Юстиниан захватил Северную Африку, направив туда своего генерала Велизария. Правда, оккупирована была лишь восточная часть страны и несколько морских городов: Типаза, Шершель и др.

Как и все предыдущие завоеватели, византийцы натолкнулись на мощное сопротивление местного населения и были вынуждены возводить военные укрепления. Вся страна была покрыта защитными стенами, крепостями, фортами.

Следами этой эпохи являются сооружения оборонительного характера. Особенно много их в Оресе, в районе Тебессы, Гельмы, Константины.

Кроме того, от этого времени дошли до нас религиозные сооружения.

Византийцы продержались на этой территории еще меньше, чем вандалы. Нашествия мусульман с конца VI до начала VII столетия положили конец византийской эпохе в Африке. В 640 году армия византийцев была полностью разбита в Сбейтле, близ Тебессы мусульманским военачальником Абу Аллах Ибн Саадом.
V

В VII в. н.э. арабские конные армии под предводительством военачальника Окба-Бек-Нафи прорвались через цепь византийских укреплений в Северной Африке. Было создано первое в Магрибе Арабско-берберское государство со столицей в заново построенном городе Кайруане (150 км к югу от Туниса).*

К 800 году на территории Магриба сформировались три арабских государства, территориально примерно соответствующие нынешним ТУНИСУ, АЛЖИРУ, МАРОККО. Это предопределило подразделение Магриба на “Ближний (Тунис)”, “Средний (Алжир)”, “Дальний (Марокко)”.

В конце IX в. было основано государство Аббасидов, подчинившее себе Ближний Магриб. В начале Х в. государство Аббасидов стало распадаться. Багдадский Халифат был завоеван берберо-арабской династией Фатимидов, которые, основав в 969 г. Кипр, перенесли свою резиденцию на берега Нила, оставив наместником в Магрибе племенного вождя берберов Бологгина. Впоследствии Бологгина добился независимости и разделил Магриб между своими сыновьями, основав династию Зиридов.

В XI в. волна арабов (племена Бани-Хиллала) из Верхнего Египта разгромили государства Ближнего и Среднего Магриба. Через сто лет было образовано государство альмохадов, которые подчинили себе весь Магриб, просуществовавший до XII в. Междоусобицы и восстания привели к ослаблению государств альмохадов, и в XIII в. оно распалось на Абдалвадндское (в Алжире) и Хафсидское (в Тунисе) государства. Они, в свою очередь, продолжали дробиться. Все более усиливающаяся феодальная раздробленность образовавшихся государств ослабляла их экономическую и военную мощь.

Это привело, начиная с XVI, к новым вторжениям в Северную Африку испанцев, португальцев, затем турок и, наконец, в середине XIX в. - французов.

Несколько слов о мусульманском военачальнике Окба-бен-Нафи, похороненном недалеко от Бискры в оазисе, носящем его имя.
Оазис Сиди-Окба был для арабов местом особого религиозного почитания. Ни одна местность, не только в Алжире, но и во всем мусульманском мире (!), за исключением священных городов Мекки и Медины, не пользуется таким почтением. Дело в том, что в мечети Сиди-Окба похоронен Окба-бен -Нафи - один из мусульманских героев, известный своими широко и смело задуманными военными походами. Его имя прославилось бы даже и в Европе наравне с самыми знаменитыми полководцами, известными в истории, если бы подвиги его были отмечены какими-нибудь памятниками, известными потомству...
Арабские историки сохранили воспоминание о романтической военной жизни Окбы. Эрнест Мерсье, ученый, истолкователь арабских историков, передает любопытные сведения об этом необычайном человеке (E.Mercier. Histoire de l’etablissement des Arabes dans l’Afrique septentrionale. - Paris, 1985. - P. 57-60).

В 681 году н.э., получив приказ от халифа Язида (омейядский Халиф Язид I (680-683) закрепить арабские завоевания в Африке, Окба отправился со своим войском из основанного им города Кайруак на Юге Туниса. Сначала он намеревался покорить берберов (кабилов), что ему удалось очень быстро осуществить. Оттуда он прошел по всему африканскому побережью до Танжера. Здесь он узнал, что в Марокко жили многочисленные воинственные племена язычников.

Он решил немедленно их покорить и перебрался через Большой Атлас, подавляя на своем пути всякое сопротивление. Так он продолжал победоносное шествие до Суса, страны, расположенной почти напротив Канарских островов. Так он вышел к Атлантическому океану. Остановленный этим непреодолимым препятствием, Окба заставил своего коня войти в воду и призвал бога в свидетели, что перед ним больше не оставалось врагов религии, с которыми нужно было сражаться. Двигаясь с победоносной армией назад через пустыню, Окба был убит берберами в оазисе Чуда, несколькими милями восточнее Бискры. Оттуда тело Окбы было перевезено в оазис, носящий в наши дни его имя и на месте погребения воздвигнута мечеть, которая, несомненно, является одним из древнейших мусульманских храмов, ибо она насчитывает более десяти столетий... На его могиле нет других надписей, кроме слов, начертанных куфическими письменами: “Здесь покоится Окба, сын Нафи, до ниспошлет ему Аллах свою милость.”

В этом кратком очерке нет места для полного, детального описания каждой эпохи. Однако хочется сказать несколько слов о благоприятных факторах, которые способствовали проникновению и усилению арабской культуры и мусульманской религии в Алжире. Древние архитектурные памятники в Алжире вызывают законное восхищение и современного человека, однако не дают никакого представления о социальных проблемах того времени. По сообщениям современных прогрессивных алжирских историков мы знаем, что все эпохи, все времена характеризовались мощными народными возмущениями, которые сравнимы со стачками современного капиталистического мира. Нищета народа была потрясающая, эпидемии чумы, холеры, тифа уносили десятки тысяч мужчин, женщин и детей целых городов, иногда целого района, а то и всего края. Борьба крестьян, а они составляли 90 % населения, их стремление к свободе, справедливости, равенству достигли своего пика. Поэтому принятие мусульманской религии диктовалось не только теологическими причинами. Ислам для основной массы берберов явился в то время освобождением. Новая религия сумела объединить основные ценности побежденного народа, приспособила к исламским догмам его обычаи и традиции (например, лишение женщины ее наследственной части). Берберы примкнули и приняли эту новую религию и, в частности, ее самую демократичную ветвь харреджизм, проповедовавшую общественную справедливость и равенство. Следует упомянуть, что харреджизм был государственной религией первого мусульманского королевства Северной Африки - Королевства Ростемидов в Тахерте. Кроме того, королевство Фатимидов в Малой Кабилии в течение всего IX столетия принадлежало исламской ветви - шиизму. Можно, таким образом, предположить, что первыми, обращенными в ислам, были те, кто боролись за равенство и социальную справедливость. Они нашли в исламе и, в частности, в его харреджистском и шиистском течениях то, что искали в своих социальных устремлениях. Римская религия, насаждавшаяся среди коренного населения, была “религией юристов, холодной, ритуальной и формальной, и не могла удовлетворять интересы верующих.”*


VI

Факторы формирования алжирской нации
Алжир принадлежит к Средиземноморью, которое считают “колыбелью мировой цивилизации”. Средиземное море легкодоступно для навигации, поскольку штормы здесь редки, а многочисленные острова способствуют развитию каботажного плавания.

Учитывая это обстоятельство, можно предположить, что Алжир очень рано вошел в соприкосновение с другими процветающими в тем времена цивилизациями: крито-микенской, финикийской, эллинской, римской, арабской и др..; в результате чего постепенно складывался весь облик сегодняшнего Алжира. По мнению современных алжирских историков, Алжир не только впитал достижения других цивилизаций, но и внес свой вклад в расцвет мировой культуры и развитие человечества.* Сегодня доказано существование высокой самостоятельной цивилизации, процветавшей в этом районе задолго до прихода карфагенян или римлян. Последние данные археологии, языкознания и других областей культуры позволяют говорить о существовании цивилизации, которая ничем не обязана ни финикийцам, не римлянам (например, обряды захоронения, требовавшие сооружения огромных и многочисленных могил, что говорит о наличии оседлого населения). Вышеприведенное утверждение является в некоторой степени спорным и требует дополнительных доказательств. Кстати, и сам автор данной работы (Абдеррахим Талеб) признает необходимость для алжирских историков тщательного и скрупулезного исследования, целью которого явилось бы установление степени влияния на другие регионы мира. Существует три фактора, послужившие основой формирования алжирской нации: это - развитие земледелия, товарообмен и борьба за сохранение своей независимости.


1. Развитие земледелия

Гористый рельеф Северной Африки способствовал образованию многочисленных источников воды с крайне неравномерным ее распределением в течение года. Годы больших и часто непредвиденных паводков сменяются годами засухи. Это явление мы наблюдаем и сегодня. Для управления водоресурсами и для рационального использования постоянно действующих источников необходимо сооружение “запруд”, изменяющих направление водотоков или уэдов, требуются большие работы: осушение огромных заболоченных территорий, рытье колодцев, сооружение емкостей для воды (предшественников современных водохранилищ).

Коротко говоря, для всего этого требовалось развитие той отрасли, которую мы сегодня именуем “мелиорацией и водным хозяйством”. Эта отрасль могла успешно развиваться лишь при наличии оседлого населения. С другой стороны, геологическая структура пород в Алжире делает почву весьма хрупкой, а топографический облик района способствует разрушительной работе эрозии, действие которой усиливается характером выпадаемых осадков - они почти всегда ливневые. Отсюда - необходимость защиты почвы, которая привела к развитию “террасовой культуры”, когда на склонах гор создают горизонтальные площадки, способствующие удержанию почвы. Французский географ Деснуа писал: “преимущество террасовой культуры состоит в том, что вместо небольшого, быстро высыхающего слоя земли создается мощный почвенный покров, устойчивый против действия эрозии и сохраняющий в течение длительного времени влагу, необходимую для корней деревьев.” *

Это “завоевание” земли послужило главной причиной оседлости народа и появления определенной цивилизации.

Археологи, занимающиеся античным периодом, с удивлением отмечают существование целой системы ирригационных сооружений и обработки земли. В археологическом атласе Стефана Гзелля** указаны многие земледельческие орудия труда, в том числе остатки прессов для выдавливания масла. Широко использовались ветряные двигатели для перекачки воды, что дало возможность развития земледелия даже в таких районах как Тебесса, Юг Ореса, Эль Кантара.

Французский исследователь Кан (Camps) сообщает: “выращиванию хлеба берберы не обязаны ни финикийцам, ни римлянам, разве что некоторому усовершенствованию отдельных операций и введению новых видов семян.” Высокая степень развития земледелия привела к возникновению таких городов, как Гипнон (Анната), Типаза, Цезарея (Шершель), Аль-тава (Улед Мимун), Тимгад, Помарпа (Тлемсен) и других, вплоть до самой Сахары, где появились тогда же города Весцера (Бискра) и Кастеллум Диммиди (Мессад). Северная Африка в римскую эпоху превратилась в “житницу Рима”, а берберы использовались в самом Риме в качестве техников при строительстве гидросооружений. Развитие земледелия продолжалось вплоть до Средних веков и даже позже. Арабский путешественник средневековья описывает Запад Алжира так: “Это обширная удивительная территория среди садов, города скрываются под зеленью оливковых деревьев, финиковых пальм и виноградных лоз; территория пересечена реками, а в низовьях долин раскинулись леса”. А вот описание долины Тлемсен одним путешественником XVIII века: “... долина сплошь покрыта высокими деревьями, создающими благодатную тень..., а пение соловьев услаждает слух и делает пребывание здесь незабываемым.” Вся крупная знать съезжалась в поисках прохлады в летний период в такие города как Тлемсен, Милиана, Блида, Алжир, Беджайя и др...


2. Товарообмен

Своеобразный рельеф и климатические условия привели к образованию системы обмена товара и продуктов первой необходимости. Возможности сельскохозяйственного производства в Алжире резко различаются даже в районах, удаленных на 20-30 км один от другого. Это отразилось на характере средиземноморской экономики, сделало ее более открытой даже во времена сравнительно сложного и медленного передвижения.

Кроме того, районы Высоких Плато Алжира отличаются однообразием сельскохозяйственной продукции, это, в основном, продукты животноводства и хлеб (районы Сатифа, Серсу, Сиди-бель-Аббеса).

Также объективные условия привели к созданию определенной системы товарообмена между Севером и Югом страны, т.е. между равнинными и горными районами. Эта система получила свое материальное воплощение в знаменитых суках (по-арабски - “эль сук” - рынок). Для этого достаточно обратиться к названию городов: Сук Тенин, Сук л’Арбаа, Сук Эль Хад, Сук Эль Кемис, Сук Ахрас и многие другие. Это, в определенной степени, способствовало объединению различных этнических групп в более крупные, что и привело к образованию первых государств Северной Африки, например Массиниссы - на востоке, Сифакса - на западе.

Одновременно с развитием внутренних рынков Алжир уже в раннюю эпоху своего существования имел выход на внешние рынки. В древних хрониках (например, “География” Страбона, “Естественная история” Плиния Старшего, “История мира” Плиния Младшего) говорится о том, что такие города Европы как Пиза, Марсель, Венеция содержали в морских портах Северной Африки свои торговые точки (или “фендаки”), а большинство цивилизованных государств Европы посылали в города Берберии своих консулов или торговых представителей. И наоборот, с приходом в Алжир капитализма развитие торговли, как и всей общественно-политической системы сознательно сдерживалось, все страны Магриба были исключены из мировой системы товарооборота на многие и многие годы.

Видимо, здесь уместно сказать несколько слов о столице Алжира, возникшей также как коммерческий город на заре истории.

В VII веке до н.э. финикийцы основали на месте современного АЛЖИРА торговый пункт, позволявший им делать остановку на пути между ТАМЕНФУСТОМ и ТИПАЗОЙ. На одной из монет, найденных в старейшем квартале Алжира - “квартале Моряков” - указано пуническое название города “ИКОЗИМ”, т.е. “Остров чаек”. На обратной стороне этой же монеты изображена голова женщины, украшенная венком из цветов. Вероятно, это ИЗИС, увенчанная победой, и она является древнейшим олицетворением Алжира.

В 40 г. н.э. после смерти Птолемея “ИКОЗИМ” был переименован в “ИКОЗИУМ” (на латинский манер) и вошел в состав римской провинции, столицей которой стала ЦЕЗАРЕЯ во главе с прокуратором, назначаемым Римом.


3. Борьба за сохранение национальной независимости

С первых шагов своего существования Алжир был объектом многочисленных завоеваний. Борьба за национальную независимость стала одной из главных задач на протяжении всей истории этой страны. Каждое завоевание вновь вынуждало местное население отвоевывать свою независимость. Географические условия Алжира неоднократно являлись союзниками алжирцев в борьбе против своих колонизаторов. Важную роль играли горы, служившие прибежищем населения от солдат и пиратов; в густых лесах (а их было немало в ту пору) прятались партизаны и отряды добровольцев. Достаточно вспомнить хотя бы один из эпизодов, когда в ходе национальной освободительной войны против французов Алжирская Армия успешно проводила свои операции, несмотря на разработанную генералом Де Голлем тактику “дорожного катка”, в результате которой предполагалось уничтожение национально-освободительной Армии Алжира массированным ударом войск. Эта тактика потерпела фиаско в результате умелого использования горного рельефа своей страны и дробления алжирской армии на небольшие мобильные группы, а также применения всех форм борьбы (партизанское движение, открытое сражение, политическая и дипломатическая борьба и т.д.).

Еще с античных времен население страны вынуждено было бороться за свою независимость: при римлянах это движение получило название “войны Югурты”, выступление Такфаринаса, восстание Сен-Доната и др.

В эпоху испанской колонизации, охватившей в XVI веке все алжирское побережье и создавшей реальную угрозу для независимости страны, мощное сопротивление народа сумело, несмотря на раздробленность центрального Магриба, дать отпор и отбросить испанских поработителей.


ДРЕВНЕРИМСКИЕ ПАМЯТНИКИ

В АЛЖИРЕ
Как мы уже указали, древнеримская цивилизация наложила наибольший отпечаток на облик страны. Связь с римской культурой ощущается почти в каждом городе и даже в небольшом селении.

По древней земле столицы, называвшейся в те времена Икозиумом, ступала тяжелая нога римских легионеров, здесь приветствовали всемилостивейшего божественного императора Траяна, прибывшего для торжественного открытия Тимгада или, как сам император назвал его, “Колониа Марсиана Траяна Тамугади”, - поселения для своих ветеранов. Шершель - это знаменитая Цезарея, Константина - Цирта или Сирта и т.д. По мнению специалистов, древнеримская архитектура представлена сейчас в Северной Африке даже полнее, чем в Италии.

На земле Алжира родилось немало видных деятелей античности, в том числе и известный римский писатель Апулей. Он родился в Мадавре, близ Константины, во II веке н.э. (114 г.). Это автор “Метаморфоз” - книги, известной с античных времен под названием “Золотой осел”. Но вернемся к памятникам старины. В Тиддисе уцелели арка, форум и базилика, некогда украшавшие городок-замок Кастеллум Тиддитанорум, который лежит теперь в развалинах. В Гельме - древнем Калапе - существует театр, возведенный на фундаменте амфитеатра римлян. В Тебессе (Тевесте), почти на самой тунисской границе, стоит четырехпролетная арка Каракаллы.* В Шершеле основными достопримечательностями являются: трехъярусный акведук с 40-метровыми арками и филиал столичного Музея античности, где можно познакомиться с прекраснейшими скульптурами античного периода.

Все эти памятники могут обогатить наше представление об окутанном дымкой веков прошлом Алжира. Но это представление было бы далеко неполным без упоминания и просмотра двух городов-музеев - Тимгада и Дэремилы, которые производят необыкновенно яркое и сильное впечатление.


Город Траяна был основан императором Траяном в I веке н.э. Сейчас его называют просто Тимгад. Интересна архитектура и планировка этого города. Две широкие магистрали пересекают город: одна - с севера на юг (Кардо максимус), вторая - с запада на восток (Декуманус максимус). Тимгад отстраивался сразу и поэтому во всем соответствовал традиционному образцу - матери городов, вечному Риму. Следует сказать, что римляне вообще были постоянны в своих привычках: как только их войско останавливалось, легионеры здесь же разбивали походный лагерь (или как они называли “castrum”). Лагерь имел форму квадрата или прямоугольника с неизменными осевыми улицами, которые оканчивались воротами.

В центре, на пересечении двух улиц - традиционный форум. Вначале Тимгад был рассчитан всего лишь на 200-300 семей, но со временем разросся и его геометрические очертания нарушились.

Музей Тимгада - это “музей мозаик”, где собрана их богатейшая коллекция. Часть мозаичных полотен лежат на полу, остальные (наиболее ценные) размещены на стенах.

В этом городе сохранилась библиотека, созданная на пожертвования богатого горожанина, в ней было более 20 тысяч книг. Однако самое удивительное сооружение города - Капитолийский храм Тимгада, в котором угадываются черты римского Капитолия, по образцу которого строились все другие италийские храмы. В конце одной из улиц (Декуманус) сооружена величественная 12-метровая арка, спроектированная якобы Каракаллой (Марк Аврелий Антоний).



Тимгад - традиционное место проведения ежегодных фестивалей средиземноморских самодеятельных театров и проводятся они в построенном древними римлянами театре.
Джемила - город, расположенный примерно в 50 км восточнее Сетифа. В древности он назывался Куикуль, сейчас носит имя Джемила, что в переводе с арабского означает “прекрасная”. В нем никто не живет, а памятники его бережно охраняются. Основан в конце I века н.э. императором Нервой на месте заброшенного берберского селения. Этот город был одним из красивейших городов Нумидии. Осмотр города начинается с музея, у входа которого на постаменте скульптурный портрет Септмия Севера. Здесь также много мозаик, фресок, статуй, архитектурных деталей, отражающих облик одной из римских колоний. В центре города - храм, воздвигнутый в честь семейства Септимия Севера. Вообще трудно передать то ощущение, которое испытываешь при входе в храм: ведь по каменным ступеням поднимался когда-то сам император римский. Здесь как нигде живо осознаешь течение Времени! Возвышающиеся по всему городу колонны придают Джемиле (как и другим римским городам) то неповторимое величие, которое свойственно римской архитектуре. Стоит их мысленно убрать и уже нет этого неизгладимого впечатления.

В Джемиле сохранились многие памятники старины - арка, носящая имя Каракаллы, на фронтоне красуется огромная надпись - “автограф” императора.

Древнеримский театр Джемилы как две капли воды похож на театр Тимгада, но сохранился он гораздо хуже. В верхнем ярусе насчитывается пятнадцать рядов, в нижнем - девять. На них могли разместиться три тысячи зрителей!

Еще одной достопримечательностью этих городов являются римские бани или термы. Бани эти были неслыханно роскошными, некоторые из них - настоящие дворцы. Они украшались мозаикой, отделывались мрамором, деревом ценных пород. Площадь этих сооружений огромна: в Тимгаде, например, около 4000 кв. метров, а в Джемиле - 2800 кв. Метров. Интересно отметить, что кроме обычных помещений для купания в нескольких предусматривались залы для физических упражнений, для прогулок и бесед после мытья.

История древнеримской цивилизации не перестает вызывать огромный интерес. Алжирский народ имеет счастливую возможность созерцать и изучать ее памятники у себя дома. Древнеримские города-музеи - богатейшее достояние современного Алжира. И не только достояние - это часть его собственной культуры.


Античные историки


  1. Вергилий Марон Публий (70-19 до н.э.) - (Карфаген, его окрестности, “Энеида”).

  2. Аппиан (?-70-е гг. II в.) (Appianus. Romanorum historiarum, VIII, 129) (Взятие Карфагена) и Прокопий Кесарийский (Взятие Карфагена).

  3. Полибий (ок. 200 - ок.120 г. до н.э.) - “Всеобщая история”

  4. Дионисий Галикарнасский (2-я пол. 1 в. до н.э.) - “Римские древности” до 272 г. до н.э.

  5. Тит Ливий [Titi Livii Historia romana XXX, 45] (О Пунических войнах).

  6. Диодор Сицилийский(ок. 90-21 до н.э.)

  7. Дион Кассий “Римская история” (78 книга).

  8. Флорос.

  9. Тацит (ок. 58 - ок. 117) - “История и “Анналы” (позже Пунических войн).

  10. Корнелий Непот (эпоха войн между Ганнибалом и Римом).

  11. Юстик (эпоха войн между Ганнибалом и Римом).

  12. Блаженный Августин (отец церкви) (родился в 353 г. н.э. в Тагаете)

  13. Тертуллиан- родился в 160 г.н.э. в Кафагене (“Апологетика”).

  14. Варрон (116-27 до н.э.)

В.А. Апродов. Тысячелетия Восточного Магриба. - М., 1976.



Джемила, Беджайя

Северная часть

Другой античный город Мавритании Ситифийской - Куикуль (35 км от Сетифа у южных предгорий Тельского Атласа на краю Сетифской котловины). Основан императором Нервой в 96 г. н.э. как колония ветеранов. Куикуль - почти ровесник Тимгада. Впоследствии во время войн в Нумидии и Мавритании город был сильно разрушен. С середины II в. н.э. здесь возобновилось крупное градостроительство и Куикуль расширился в южном направлении.

Город многократно перепланировался, перестраивался. Сам город вытянут по узкому гребню между двумя глубокими долинами, врезанными почти на 100 м глубже водораздела. С военной точки зрения в то время это место было почти неприступным. Руины хорошо передают все этапы развития города от самых ранних - в конце I - начале II вв. и до IV в. Город времен императора Нервы был маленьким и располагался на самом мысу, где сливаются долины. Центром его был форум. Площадь его совсем небольшая - около 30 м в поперечнике.

Рядом с форумом находился Капитолий. Сейчас сохранился лишь подиум, на котором он стоял. Около него находились руины базилики II в. н.э. Следует отметить, что судебные постройки характерны для всех римских городов. Вероятно, надобность в судах была постоянной, т.к. вокруг Куикуля было расположено много поселений, жители которых подчинялись городским властям. Здесь же - Храм Венеры - производительницы, богини плодородия и растительности. Очень интересно, что храм богине растительности был поставлен в бесплодных горах. Видимо, в свое время долина Джелилия была весьма плодородной.

На самом краю руин - городской рынок. На каменных его скамьях, которым без малого уже две тысячи лет, образовался черный блестящий “пустынных загар”, что бывает с камнем, который долгое время подвергается воздействию солнца в пустыне. В Египте ... было установлено, что “пустынный загар” имеется на изделиях древнее 1500 лет. Таким образом, наличие “пустынного загара” на предметах древних культур является одним из признаков их древности.

... Каменных скамей немного. Видимо, большего скопления народа здесь не бывало. Город был мал, да и торговать особенно было нечем. Вдоль стен рынка расставлены колонны, сделанные из мраморизованного известняка с прожилками кальцита.

Около Северных входных ворот расположены руины Дома Европы и Дома Амфитриты. Эти руины названы так по мозаичным картинам, найденным в них. Как известно, Европа была дочерью финикийского царя Агенора. Известен миф, по которому Зевс явился Европе в виде быка и, похитив ее, унес на остров Крит. Там Европа родила сыновей Миноса, Радаманта и Сарпедона. Впоследствии Европа стала женой критского царя Астериона, от которого унаследовал царство Минос.

Амфитрита по греческой мифологии была дочерью морского бога Нерея и супругой морского бога Посейдона. Она являлась одной из владычиц моря. С запада видна Арка Каракаллы (211-217 гг.), который получил известность как жестокий тиран, в борьбе за власть убивший своего собственного брата Гету. Сохранились упоминания о том, что знаменитый римский юрист Папиниак отказался оправдать это братоубийство и был казнен Каракаллой. В жизни римской провинции правление Каракаллы ознаменовалось дарованием в 212 г. всем жителям империи прав римского гражданства. Через четыре года после этого эдикта и была воздвигнута Арка Каракаллы в Куикуле. Легионерам он благоволил, удвоил им жалование, пытаясь завоевать популярность. Однако в результате заговора был убит.

Сорок ступеней ведут на обширный подиум, простиравшийся над форумом. Здесь расположено ГЛАВНОЕ АРХИТЕКТУРНОЕ СООРУЖЕНИЕ ВСЕГО КУИКУЛЯ - ХРАМ СЕПТМИЯ СЕВЕРА (193-211 гг.), или храм ГЕНИЯ СЕВЕРА.

Беджайя

В историческом отношении интересен морской порт Беджайя, расположенный на побережье Беджайского залива. В 1970 г. было проведено геофизическое исследование залива на 150 км от берега и установлено несколько концентрических ступеней с разной, все возрастающей амплитудой погружения. Таким образом, новейшее поднятие Малой Кабилии как бы компенсируется опусканием Беджайского залива. Район Беджайи уже с неолита был обитаем человеком. Здесь находятся стоянки с неолитической культурой, вышедшей из птеро-маврской позднепалеолитической культуры.

В античную эпоху этот город назывался САЛДЫ. Он был основан римлянами во время правления императора Августа как колония воинов-ветеранов. После падения Рима город был под властью вандалов, затем - византийцев. В 1067 г. он был завоеван и переименован в Беджайю берберским королем Эн Насером из династии Хаммадидов. В 1090 г. сюда была перенесена столица Хаммадидов - потомков второго сына Бологгина - из старой резиденции Кала-Бени-Хаммад, расположенной у подножия гор Ходны. Средневековые хроники повествуют об уникальном Большом дворце Хаммадидов в Беджайе. В нем, якобы, был фонтан, покрытый чистым золотом, а стены были расписаны фресками, изображающими сцены охоты. Имеются сведения, что большая мечеть города была украшена мраморными колоннами, взятыми из античных зданий. Город неоднократно разрушался. В 1510 г. он был захвачен турками.

Беждайя окружен средневековой городской стеной с многочисленными воротами (Гурайя, Глозо, Фуко). В центральной части города имеется несколько античных цистерн (на лат. cisterna -водоем), которые были реставрированы и до сих пор используются как водохранилища.

В настоящее время это важный в экономическом отношении порт. Здесь находится конечный пункт нефтепровода, доставляющего нефть к морю из Хасси-Месауда в Сахаре. АНДР очень богата нефтью, но крупные месторождения ее находятся далеко от моря, на территории Сахарской древней платформы. Поэтому транспорт нефти через горы Атласа приходится осуществлять с помощью большого нефтепровода, имеющего длину около 600 км (Oléoduc). Беджайя является главным портом по экспорту алжирской нефти. Ежегодно из окрестностей Беджайи вывозится большое количество пробкового дерева. Здесь растет пробковый дуб, поскольку район отличается большой влажностью - ежегодно выпадает не менее 600 мм осадков.

Район этот интересен тем, что именно здесь осуществлялась, начиная с античных времен, связь населения горных плато с побережьем. А через ущелья в горы проникали военные подразделения римлян и византийцев. Возможно, что в античные времена эти ущелья были более легкодоступны, нежели в настоящее время. Кстати, горообразование продолжается здесь и по сей день, о чем свидетельствуют сильные землетрясения. Последнее, мощностью в 7 баллов, было зарегистрировано в Джебель Баборе 17 февраля 1949 года.

В.А.Апродов. Тысячелетия Восточного Магриба”. - М.: Наука, 1976.

О Джемиле

В южной части города, расположены руины Храма Вакха (Диониса). Здесь же рядом расположились здания для мистерий в честь этого веселого бога. Это был один из самых популярных в народе богов. По мифологии Дионис был сыном Зевса-Юпитера и Семелы. Дионис считался покровителем виноградарей. В честь Диониса устраивались веселые пиршества, носившие название дионисий.

Еще южнее по пологому склону располагаются постройки раннехристианской эпохи IV в. Это руины большой басилики, жилых домов, баптистерия. Баптистерий - это куполовидный небольшой храм крестообразной формы в плане. Здесь производили обряд крещения. В центре храма под куполом размещена квадратная купель, которая освещалась во время обряда четырьмя светильниками с оливковым маслом в качестве горючего вещества. Эта “обстановка” должна была способствовать созданию впечатления таинственности обряда у посвящаемых. Большого скопления народа в баптистерии не было. Вентиляция в нем осуществлена отличная - воздух с большой силой вытягивался из дверей под купол, в отверстия.

Большая христианская басилика сохранилась плохо. Ее руины занимают самое высокое место в Куикуле. По-видимому, уже тогда - в IV в. - повелось ставить христианские церкви так, чтобы они занимали господствующее положение в населенном пункте. Это оказывало соответствующее психологическое воздействие на население, утверждало как бы приоритет церкви над властью гражданской.

В позднеримскую эпоху в Куикуле функционировало три христианских церкви. Постройка последней была закончена в начале V в.

В местном музее хранится много фрагментов мозаичных картин, найденных при раскопках Куикуля. Особенно впечатляет многокрасочное панно “Туалет Венеры”. На огромном панно изображена сидящая в большой морской раковине богиня. Она смотрит в зеркало, которое держит перед ней Амур. Интересна еще мозаика “Концерт на воде”, где изображены музыканты, плывущие на лодке. Такова же примерно и мозаика “Морская сцена”. Остальные - лишь фрагменты.

В.А.Апродов. Тысячелетия Восточного Магриба”. - М.: Наука, 1976.


Инженерные сооружения Алжира

(Гидроэлектростанции Керрата).

“... Водохранилище у поселка Керрата является частью уникальной системы гидроэнергетических сооружений, построенных в ущелье Шебет-Эль-Акра. Здесь находится один из важнейших гидроэнергетических комплексов Алжира. (1)Вода из водохранилища Ирил-Эмда сбрасывается по наклонному каналу на 90 м ниже и попадает на лопатки турбин гидроэлектростанции. Отсюда отработанная вода, заполняющая второе небольшое водохранилище, поступает в наклонный туннель. Он проходит в горном массиве по ломаной линии длиной в 8800 м! Туннель спрямляет излучину ущелья Шабет-Эль-Акра и выводит воду в устевую часть долины Уэд Арзеруфтис - правобережного притока реки Агриун. Природное русло реки Агриун имеет в ущелье большой уклон, а туннель проложен со значительно меньшим уклоном. Поэтому в устье Уэда Арзеруфтис конец туннеля оказывается приподнятым над руслом реки на 400 м. Вода сбрасывается с высоты 370 м по наклонному каналу и попадает к турбинам подземной гидроэлектростанции. (2) Вторично отработанная вода еще раз сбрасывается на 170 м вниз и (3) используется на третьей небольшой гидроэлектростанции.

Сброс воды на трех станциях равен 630 м. Это падение вода на 9 км ее пробега по гидротехническим сооружениям. Таким образом, падение ее равно 70 м на каждый километр.



  1   2


©www.netref.ru 2017
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет