Гриченко Георгий Артемович



Дата01.05.2016
өлшемі138.37 Kb.
УДК 001 Гриченко Георгий Артемович

студент 3 курса

Краснодарский государственный

университет культуры и искусств

эл. почта: joro@bk.ru

Научный руководитель:

Лях Валентина Ивановна

профессор, доктор философских наук


Идеи культурогенеза в трудах А. Д. Тойнби
Аннотация: в статье рассматриваются авторская концепция Арнольда Джозефа Тойнби «Вызов-Ответ», являющаяся объяснением процесса культурогенеза в цивилизационной теории Тойнби.

Ключевые слова: локальные цивилизации, научное знание, культура, культурогенез.

Grichenko George Artemovich

3rd year student

Krasnodar State

University of Culture and Arts

e. Email: joro@bk.ru
Ideas of the cultural genesis in the works of J. Toynbee
Summary: the research illustrates the author's concept of Arnold J. Toynbee "challenge-and-response" as the explanation of the process of cultural genesis in Toynbee’s civilizational theory.

Key words: local civilizations, scientific knowledge, culture, cultural genesis
Британский историк Арнольд Джозеф Тойнби известен, прежде всего, как автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизации «Постижение истории», где он составил оригинальную теорию развития локальных обществ (цивилизаций). Особое внимание Тойнби уделил решению вопроса о культурогенезе, создав две авторские концепции: «Вызов-Ответ» и «Уход-и-Возврат».

Однако перед изучением особенностей понятия и процесса культурогенеза с позиции цивилизационной теории Арнольда Тойнби, необходимо рассмотреть концепт «Культурогенез» в его общепринятом виде.

Итак, что же такое культурогенез?

Культурогенез — один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций [1]. Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. Культурогенез не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества, но есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем. С позиций эволюционной теории основной причиной культурогенеза является необходимость в адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм (технологий и продуктов) деятельности и социального взаимодействия (вещей, знаний, представлений, символов, социальных структур, механизмов социализации и коммуникации и т.п.). Существенную роль в процессе культурогенеза играет также индивидуальный творческий поиск в интеллектуальной, технической, художественной и иных сферах.

Вопросы исторического происхождения культуры затрагивались многими историками и философами, однако первые системные исследования в этой области связаны с работами эволюционистов XIX века (Спенсер, Л. Морган, Тайлор, Ф. Энгельс и др.) и их последователей. В XX веке проблемами истории генезиса культуры и ее отдельных специализированных областей занимались многие историки, социологи, этнографы, археологи, искусствоведы, религиоведы и прочие, однако общая теория культурогенеза стала предметом изучения и разработки лишь в самое последнее время.

Структурно в культурогенезе можно выделить такие частные процессы, как генезис культурных форм и норм, формирование новых культурных систем человеческих сообществ (социальных, этнических, политических, конфессиональных и др.), а также межэтнических культурных общностей и исторических типов культурных систем, отличающихся спецификой своих экзистенциальных ориентации.

Генезис культурных форм можно структурировать на фазы инициирования новаций («социальный заказ», творческий поиск и т.п.), создания новых культурных форм, «конкурса» их функциональной и технологической эффективности и внедрения отобранных в ходе «конкурса» форм в социальную практику интерсубъектного воспроизводства и интерпретирования. Некоторые формы, заимствуемые извне или «реактуализируемые» из культур прошлого, сразу включаются в фазу «конкурсного» отбора.

Генезис социокультурных систем, складывающихся по деятельностному признаку (по профилям деятельности и взаимодействия субъектов), проходит фазы вызревания «социального заказа» на новые виды деятельности, практического формирования технологий, приемов и навыков этих новых направлений в процессе разделения труда, а также выделения субъектов, специализирующихся в этих областях социальной практики, рефлексии эффективности и выработки стандартизированных норм осуществления этой деятельности и обучения ей (становление профессий, специальностей и специализаций), сложения профессиональных констелляций субъектов этих видов деятельности (цехов, гильдий, орденов, союзов и пр.) и постепенного объединения родственных по социальным интересам констелляций в крупные социальные общности (сословия, классы, касты и т.п.) с развертыванием специфических профессионально культурных черт в комплексные социальные субкультуры.

Генезис этнокультурных систем, к которым в конечном счете могут быть отнесены любые сообщества, формируемые по территориальному принципу, включает фазы появления факторов, локализующих группы людей на опр. территориях и стимулирующих повышение уровня их коллективного взаимодействия, накопления исторического опыта их совместной жизнедеятельности, аккумуляции этого опыта в ценностных ориентациях, реализации доминирующих ценностей в социальной самоорганизации, чертах образа жизни и картин мира и, наконец, рефлексии черт, накопленных на предшествовавших фазах этногенеза, и преобразования их в системы образов идентичности данных сообществ.

Исследование генезиса межэтнических культурных конфигураций – хозяйственно-культурных, историко-этнографических или культурно-исторических (цивилизационных) общностей, так же как и исторических типов культур с разными экзистенциальными ориентациями — эко-адаптивными (первобытными), историко-идеологических (раннеклассовыми), экономико-социальными (нововременными) – относится уже к области чисто теоретического моделирования, в силу лишь частичной системности самих изучаемых объектов и выделения их порой только по признакам внешнего сходства. Происхождение этого сходства, как правило, связано с процессами диффузии тех или иных культурных форм или автономным происхождением схожих форм в ходе адаптации к похожим природным и историческим условиям существования сообществ. В целом генезис этих макромасштабных явлений культуры может быть описан в парадигмах формогенеза, нормогенеза, социогенеза и этногенеза культуры, а также процессов диффузии культурных форм [1].

Теперь, когда нам понятно значение термина «Культурогенез» и его место в теории культуры, можно переходить к изучению данного понятия в рамках цивилизационной теории британского философа истории Арнольда Джозефа Тойнби. Объяснением процесса культурогенеза в работах ученого является концепция «Вызов-Ответ».

Согласно Тойнби, цивилизация зарождается благодаря энергетическому импульсу, прорыву инерции покоя, когда она находит внутренние силы для Ответа на Вызов истории, что приводит к успехам в ремесленно-промышленной, торговой, художественной деятельности [3].

В местах зарождения цивилизаций человек сталкивался с Вызовом истории, тяжелейшими испытаниями. Суровые естественные условия создавали «стимул бесплодной земли», требовавший от людей неимоверных трудовых усилий. Важно было не только дать Ответ, но и постоянно поддерживать созданные ирригационные системы, источники энергии, способы земледелия.

Другим не менее важным мотивом в Ответе на Вызов можно назвать «стимул новых земель». Таковыми были освоение новых территорий, миграции, войны, торговые пути. Они способствовали культурным контактам. Существует немало иных ситуаций, требующих мобилизации жизненной энергии народов: например, когда народы занимают положение «форпоста», отражая внешнее давление; или же ситуация, связанная со «стимулом ущемления», возникающим в результате бедности; расовой, классовой или религиозной дискриминации. Чтобы возместить нанесенный ущерб, усиливаются компенсаторные механизмы, преодолевается инерция жизни, стимулируется развитие цивилизации. Таким образом, Вызов-и-Ответ рассматриваются как всеобщий закон генезиса цивилизаций. Однако возрастание силы Вызова сверх некоторого предела влечет за собой явление «снижающих возвратов», когда успех становится недостижимым и вызывает вместо вдохновения апатию. То же может произойти при слабом стимуле, который хотя и вызывает Ответ, но тот практически незаметен и не влечет за собой существенных перемен.

Чрезмерность давления, безграничность требований могут лишь замедлить, затормозить процесс развития. Исходя из этого Тойнби полагает, что существует определенная мера суровости испытания, когда стимул Вызова достигает наивысшей интенсивности. Назовем эту степень суровости оптимизмом.

Именно на отрезке «золотой середины» Вызов может стимулировать максимальный Ответ.

Зарождение, или генезис, цивилизации - лишь начальный период ее развития. Было бы неверным считать, что ее дальнейшая судьба предрешена и процесс роста будет происходить сам собой. На этом пути цивилизацию ожидают немалые испытания.

Рост цивилизации является поступательным движением. Цивилизации развиваются благодаря порыву, который влечет их от Вызова через Ответ к дальнейшему Вызову, от дифференциации к интеграции и снова к дифференциации. Этот процесс носит «кумулятивный» характер, что означает: изменения постоянно накапливаются и передаются от поколения к поколению. В макрокосме он ведет к овладению внешним миром, в микрокосме происходит внутренняя самоорганизация.

Рост цивилизации и ее могущество нередко связывают с территориальной экспансией, расширением границ, стремлением к распространению влияния, желанием проникнуть в самые замкнутые крепости. Тойнби негативно оценивает такую тенденцию, считая, что единственным социальным последствием подобных действий можно считать ретардацию, или замедление, роста, а иногда полную остановку и даже распад цивилизации. Он убедительно демонстрирует это на фактах истории.

Поскольку экспансия часто сопровождается милитаризацией, то она «подламывает» цивилизацию, втягивая локальные государства в междоусобные братоубийственные войны. В этом самоубийственном процессе вся социальная ткань становится горючим для всепожирающего пламени Молоха. В подобном случае географическая экспансия является социальной болезнью. Общество, переживающее упадок, стремится отодвинуть день и час своей кончины, направляя всю свою жизненную энергию на материальные объекты гигантского размаха. В действительности это есть не что иное, как стремление обмануть агонизирующее сознание, обреченное своей собственной некомпетентностью и судьбой на гибель.

Рост цивилизации предполагает единение экономической, политической и духовной энергий. Растущая цивилизация объединяет разные виды энергии на основе внутренней гармонии. Экспансия разлагает их, противопоставляя друг другу, выдвигая экономические и политические интересы на первый план и порождая болезненный диссонанс.

Тойнби отвергает и технологический детерминизм как критерий оценки роста цивилизации. Весьма распространено суждение, что техническая вооруженность общества и успехи в деле покорения Природы являются показателем прогресса. Но он считает такой подход малоубедительным и ограниченным. Несомненно, технический прогресс - наиболее очевидное явление в истории культуры. Однако на этом пути обнаруживается немало противоречий. Известны периоды, когда техника развивалась, а рост цивилизации прекращался и начиналась стагнация, застой. Много примеров тому, когда техника оставалась неизменной, а цивилизация делала значительный шаг вперед. Возражая против периодизации истории общества в зависимости от технических изобретений, Тойнби считает, что такой подход малопродуктивен. Многие технические изобретения «приходили» в различные части мира в разные периоды истории, а иногда и вовсе их не достигали. Например, египетское общество не вышло за рамки бронзового века, а общество майя - каменного. И ни одно из известных обществ, кроме западного, не прошло путь из железного века в машинный. Однако это не дает права ставить западную цивилизацию на высокий уровень, а майя - на низкий.

Еще более опасным является преувеличение роли технического прогресса в современном мире, когда освоение новых источников энергии не прибавило человеку мудрости или добродетели, не убедило его в том, что «в царстве людей милосердие более ценно, чем часовой механизм». Научно-технический прогресс сделал жизнь более обеспеченной, комфортной.

Верно и то, что дары индустрии являются также источником серьезных бед. В некоторых случаях они несут в себе будущую трагедию, а современниками воспринимаются как тяжкое бремя. Человек оказался неподготовленным этически для столь щедрого подарка. Медленное развитие нравственных начал привело к тому, что власть над Природой оказалась в его руках до того, как он овладел искусством владеть собой. Вызов, который в настоящее время брошен историей, имеет моральное значение, призывает силы добра сделать свой выбор, преодолеть нравственное убожество, интеллектуальную и духовную деградацию в обществе.

По мере роста цивилизации поле действия Вызова-и-Ответа смещается из внешней среды во внутреннюю для разрешения проблем, трудностей и противоречий, возникающих в обществе.

Анализируя различные факторы роста цивилизации, Тойнби утверждает, что решающую роль в поисках Ответа играет творческая личность, но ее жизнь и судьба глубоко трагичны. Она неизбежно ломает привычные стереотипы действия, вступает в мир парадоксов, вызывая у окружения недоумение, восторг или зависть. Нередко общество приговаривает такого человека к смерти — физической или духовной, отторгает его или «выбраковывает», подобно тому как это делается в стаде, улье, косяке. Поэтому творческий порыв может оказаться для личности роковым.

Появление выдающейся личности вызывает социальный конфликт, масштаб которого зависит от того, насколько возвышается творческая личность в своих намерениях, проектах над инертным большинством. Ее усилия сталкиваются с сопротивлением тех, кто стремится все оставить без перемен. Такова плата за реформы, новаторство. Социальное равновесие, нарушаемое самим фактом появления выдающейся личности, может быть восстановлено либо ее победой и привлечением большинства на свою сторону, либо поражением.

Тойнби предлагает два варианта восстановления стабильности в обществе.

1. Простейшее решение заключается в том, что все члены общества внутренне готовы принять преобразования и поэтому с радостью воспринимают новый порядок, новые формы жизни. Эта ситуация возникает тогда, когда «идеи носятся в воздухе». Но и в этом случае новая творческая идея не способна покорить все общество. В нем всегда останутся силы, настроенные если не враждебно, то критически, и они составляют оппозицию. Акты социального творчества – удел либо творцов-одиночек, либо творческого меньшинства. Г. Уэллс, известный английский писатель, назвал их «солью Земли», ибо эти люди способны посвящать свою жизнь отдаленным и величественным целям.

2. Гораздо чаще встречается второй вариант: когда меньшинство совершает гигантский нравственный и интеллектуальный шаг вперед, большинство не разделяет новых идей и пребывает в косности. Такой «отрыв» может привести к катастрофическим последствиям. «Стагнация масс является фундаментальной причиной кризиса», - делает вывод Тойнби. Поэтому так важно, чтобы первооткрыватели подтянули арьергард до своего уровня, ибо они лишь «дрожжи в общем котле человечества». Чтобы привлечь на свою сторону большинство, разбить «кристалл обычая», избежать социального поражения, недостаточно лишь силы духа творческой личности. Необходимо развить в людях способность к восприятию «культурной радиации», стимулировать подражание духовно-нравственному порыву избранных перемен.

Но даже и в этой ситуации, когда возникает гармония между творческим меньшинством и большинством, жизнь не сразу входит в новые берега. Происходит болезненный процесс приспособления к новому окружению и его ценностям.

Тойнби выдвигает двухтактную модель Ухода-и-Возврата, подтверждаемую множеством примеров из биографий творческих личностей. Если идеи не воспринимаются современниками, то такой человек оказывается в «положении непризнанного гения», подвергается насмешкам и даже преследованиям. Это создает ситуацию вынужденного Ухода.

Таким путем временно преодолевается социальный конфликт. В заточении, изгнании подобные люди были лишены' возможности реализации своих идей, но они не утратили энергии творчества. Уход дает возможность временного отступления для накопления сил и поэтому рассматривается как прелюдия Возврата.

Апостол Павел, Будда, Конфуций пережили трагедию непризнания. Иногда творец завоевывает сердца людей посмертно, принося на жертвенный алтарь свою жизнь. В других случаях его возврату содействуют новые поколения.

Только время работает на то, чтобы были приняты заветы пророка. Обращение к находящимся в изгнании за помощью в разрешении конфликтов, порожденных неспособностью найти выход из кризиса, может стимулировать возврат творческой личности. Момент примирения обычно бывает краткосрочным, а чувство благополучия и стабильности порождает лишь иллюзию постоянства. Духовная пропасть между большинством и меньшинством остается. И тогда происходит снижение чувства и уровня творческих возможностей. «Соль теряет свой вкус». Дистанция между элитой и массой всегда должна сохраняться, ибо развитие общества происходит непрерывно и достигнутая гармония сменяется новым Вызовом. Ритм чередования Вызова-и-Ответа в истории подобен Воскрешению и Смерти, пассивности (Инь) и активности (Янь) — таков общий закон развития и роста цивилизаций.

Смена ритмов Вызова-и-Ответа, Ухода-и-Возврата составляет основу движения от стабильности к утрате равновесия, кризису и конфликту и затем вновь к обретению устойчивости. Пересечение полей активности и пассивности, творческого прорыва и сопротивления определяет жизненную силу цивилизаций и соответствует периоду их роста.

Однако рост цивилизаций – не бесконечный процесс. Жизненные силы не вечны, они ослабевают, истощаются жизненные ресурсы. Тойнби не согласен с утверждением Освальда Шпенглера, что общества подобны организмам и каждому из них определен свой срок жизни. Он называет данный подход проявлением слабости человеческого разума, склонного искать причину собственных неудач вне себя [2].

Таким образом, цивилизационная теория представляет отличное от других и вполне жизнеспособное решение проблемы культурогенеза. Тойнби писал, что зарождение цивилизации (а следовательно, и возникновение и развитие ее культуры) происходит благодаря своеобразному энергетическому импульсу, прорыву инерции покоя, когда она находит внутренние силы для Ответа на Вызов истории, что приводит к успехам в ремесленно-промышленной, торговой, художественной деятельности. Вызов – это историческая ситуация или природные факты, ставящие перед обществом проблему, а Ответ – это вариант решения этой проблемы, который выбирает творческое меньшинство зарождающейся или развивающейся цивилизации. К примеру, Египетская цивилизация возникла в результате своевременного и эффективного ответа на так называемый «Вызов сурового климата» (в данном случае – стремительное иссушение земель), выраженном в создании ирригационных систем, позволявших орошать гораздо больше земель, нежели обычно использование плодородной долины Нила. Движущей силой цивилизации, которая дает импульс к поиску ответа на вызов, является ее элита, творческое меньшинство, противопоставленное пассивному большинству.

Таким образом, теория локальных цивилизаций предлагает оригинальную трактовку вопроса культурогенеза, который, в свою очередь, является одним из наиболее глубоких и важных вопросов в современной культурологической науке.

Литература

1. Культурогенез [Электронный ресурс] – электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.countries.ru/library/theory/cultgenez.htm.

2. Иконникова С. Н. История культурологических теорий. 2-е изд., СПб, 2005. - 474 с.

3. Тойнби А. Д. «Постижение истории» Москва, 1991. - 736 с.

Literature

1. kulturogeneza [electronic resource] - electron. text given. - Mode of access: http://www.countries.ru/library/theory/cultgenez.htm.

2. Ikonnikova SN history of cultural theories. 2nd ed., St. Petersburg, 2005. - 474 p.



3. Toynbee AD "A Study of History", Moscow, 1991. - 736 p.


Достарыңызбен бөлісу:


©www.netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет