Крамарова Елена Николаевна, педагог дополнительного образования Латынина Ольга Ивановна, педагог дополнительного образования Старый Оскол



бет1/3
Дата18.05.2020
өлшемі360 Kb.
түріПояснительная записка
  1   2   3
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов»



РАССМОТРЕНА

на заседании методического совета МАОУ «СОШ №24 с УИОП»

протокол от «26» августа 2010 года

1



УТВЕРЖДЕНА

приказом МАОУ «СОШ №24 с УИОП»

от «31» августа 2010 года № 260

МОДИФИЦИРОВАННАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ЖИВАЯ ИННОВАЦИЯ. МЫШЛЕНИЕ XXI ВЕКА»


Составитель программы:

Крамарова Елена Николаевна,

педагог дополнительного образования

Латынина Ольга Ивановна,

педагог дополнительного образования

Старый Оскол
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Предмет, специально посвящённый изучению инноваций, не входит в структуру базисного учебного плана, авторская программа «Живая инновация. Мышление ХХ1 века» может быть использована в качестве основы для элективного курса, в различных видах внеурочной деятельности, а так же при изучении курсов обществоведения и естественных наук.
НОВИЗНА, АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОГРАММЫ.

Мир погрузился в глобальный экономический кризис. Эксперты по разному оценивают сроки выхода из него. Что касается путей - они известны, но неясно, какой из них самый короткий и надежный.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации сделана ставка на инновационный и социально-ориентированный тип развития нашего государства. Это, прежде всего, построение экономики, основанной на знаниях, повышение инновационной активности населения, обеспечение роста качества человеческого капитала и эффективности его использования. Решение задач, которые позволят России не только выйти из кризиса, но и занять достойное место среди ведущих экономических держав, в значительной степени ляжет на плечи сегодняшних старшеклассников. Детям, которые учатся в школе сегодня, предстоит работать в экономике эффективного применения знаний в высокотехнологичных отраслях.

Не случайно, в связи с этим, в национальном проекте «Наша новая школа», современное российское образовательное учреждение определяется , в том числе, и как «школа… успешной социализации личности и инновационного потенциала России …». Именно школа формирует в человеке систему ценностей и закладывает демократические основы государства. Поэтому только она может создать основы для «умной» экономики. Личный успех, умение работать в группе, сменные роли – это то, чему современная школа должна научить ребёнка.

Современные тенденции в обществе и в образовании предъявляют новые требования не только к содержанию и структуре информации и знаний, которыми владеет человек, но и к возможности их использования для создания чего-то нового. Это не самоцель, а только отражение естественного процесса ускоряющейся модернизации общества. В такой ситуации необходим иной уровень осмысленности учащимися школ процедур применения знаний. Ученики сегодня нуждаются в ясном понимании основ инновационной деятельности, алгоритмов организации инновационного процесса.

Между тем, в школах практически нет дисциплин, которые были бы направлены на воспитание качеств, необходимых человеку в новых экономических условиях.

Действительно, чтобы участвовать в построении инновационной экономики, нужно не только знать, что такое инновации, но и иметь инновационный образ и стиль мышления. Противоречие, сложившееся между актуальностью формирования у подрастающего поколения инновационного мышления и отсутствием соответствующего методического обеспечения, определяет актуальность программы курса «Живая инновация. Мышление ХХ1 века».

Смысл предлагаемого курса — не просто познакомить учащихся с инновациями как нововведениями, основанными на новом опыте и достижениях науки, а сформировать понимание того, что инновация — это целостный процесс, предполагающий четыре этапа: инвестиции — разработку — процесс внедрения — получение качественного улучшения. Существенным является именно последнее звено, поскольку оно свидетельствует о получении дополнительной ценности: денежной прибыли, экономического опережения, технологического лидерства, изобретательского приоритета, принципиальных социальных улучшений или качественного превосходства, например, в социальном обеспечении.



Развитие мировой и отечественной экономики, усложнение и реструктуризация технологических и экономических связей и отношений — эти факторы создают важные предпосылки для движения от фрагментарного обучения инновационным видам деятельности к систематизированному инновационному образованию. Осмысление всего того, что приходится сочетать человеку в современных условиях, определяет новую роль инновации в интеграции результатов обучения. Такой подход приводит к переоценке значимости и взаимовлияния всей совокупности общеобразовательных предметов и дисциплин, сопряженных с инновационной деятельностью, формирующих надпредметные компетенции (анализ, систематизация, поиск и подбор алгоритма и пр.), а также предполагает пересмотр смыслов и структуры внеклассной деятельности, значения внеучебных достижений и результатов учащихся. Курс "Живая инновация" создает условия для удовлетворения динамично растущих потребностей учащегося и его семьи в современных способах продуктивной работы "на результат". В этом заключается его педагогическая целесообразность.

Новизна программы заключается в ее концепции, которая предусматривает реальную практико-ориентированную, основанную на междисциплинарном подходе, деятельность обучающихся по формированию знаний об инновациях, их роли в современном обществе, развитию инновационного мышления и мотивации. Он призван научить школьников создавать новое, на основе овладения технологией творчества, моделирования и анализа.
ЦЕЛЬ КУРСА - формирование у выпускников мотивации к инновационной деятельности, проявляющейся в выборе сферы профессиональной деятельности, связанной с наукой, технологиями и техникой и, как следствие, повышение интереса к изучению предметов естественнонаучного цикла, математики и информатики, путем повышения и популяризации престижа научного знания.

ЗАДАЧИ КУРСА.

Образовательные –

  • изучить содержание основных терминов, раскрывающих понятия «инновации, инноваторы, инновационная политика»,

  • раскрыть зависимость развития общества и государства от ускоряющегося темпа инноваций,

  • охарактеризовать содержание и значение основных направлений инновационного развития страны,

  • сформировать понимание инновации как целостного процесса предполагающего четыре этапа: инвестиции—разработку—процесс внедрения—получение качественного улучшения.

  • познакомиться с глобальными инновационными идеями в истории Человечества,

  • изучить опыт создания инноваций русскими учеными,

  • углубить знания в области естественнонаучных дисциплин и обществознания.


Развивающие -

  • развивать инновационное мышление путем формирования целостного, системного восприятия мира на основе реализации интеграционного принципа в обучении,

  • обучаться способам инновационной деятельности в процессе моделирования и выполнения самостоятельных и исследовательских работ,

  • формировать самостоятельность мышления, умение вести дискуссию,

  • развивать коммуникативные умения путем использования групповой формы организации работы,

  • совершенствовать общедидактичекие умения и навыки,


Воспитательные -

  • на основе информации о выдающихся инноваторах, определявших облик цивилизации, раскрыть значение инновационного мышления для формирования конкурентноспособной личности и лидерских качеств,

  • формировать потребность войти в инновационный мир на основе раскрытия связи между удовлетворением потребностей государства и личной выгодой,

  • воспитывать чувство патриотизма путем акцентирования внимания на мощнейшем инновационном потенциале России и ее вкладе в мировую науку,

  • формировать профессиональные предпочтения в области инновационных видов деятельности путем обоснования их перспективности.


Отличительные особенности данной программы.

Особенностью программы является использование междисциплинарного подхода и обучения на основе кейсов – сборников описаний реальных ситуаций, цель которых подвести учащихся к видам деятельности, формирующим инновационную мотивацию. В ней сделана попытка перейти от дискретного изучения конкретных учебных дисциплин, дающих разрозненные знания по отдельным предметам, к системному, «метапредметному» обучению, характерному для стандартов нового поколения, позволяющему формировать инновационное, целостное, системное восприятие мира и соответствующее мышление. Публицистический стиль обсуждаемых на занятиях текстов и выполнение проектных работ, конструирование профессионального пути настраивает на большую свободу трактовок и понимания их содержания, что является хорошим посылом для начала творческой работы и определяет другую особенность программы курса «Живая инновация. Мышление ХХ1 века» – ориентацию на диалоговый и проектно-исследовательский метод обучения.
Возраст детей.

Программа курса ориентирована на активного старшеклассника, стремящегося оперативно ориентироваться в сложных ситуациях, требующих нестандартных решений, самостоятельно принимать такие решения, осознавать ответственность и оценивать риски. Этот курс знакомит с технологиями достижения превосходства или преимуществ в той или иной технологической сфере. Уровень сложности изучаемого материала и своеобразие формы его изучения предполагает наличие у школьников определенной интеллектуальной и методической базы. Поэтому следует признать целесообразным его изучение в 1X—XI классах общеобразовательной школы. Особые рекомендации использовать его для классов с углубленным и профильным изучением отдельных дисциплин.


Сроки реализации.

Программа курса "Живая инновация. Мышление ХХ1 века", объемом 70 часов, содержит 14 тем-кейсов и рассчитана на 1 год обучения.


Формы и режим занятий.

Традиционные форматы урока (40—45 мин.) не подходят для работы в рамках данного курса. Для реализации программы курса «Живая Инновация» целесообразно использовать крупные временные единицы — сдвоенный или строенный урок, выделенный день (в структуре расписания), обучение по модулю или в рамках технологии "погружения" с выездом учащихся в иные (нешкольные) условия.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

По окончании изучения курса школьники должны



знать:

  • основные термины, закономерности и особенности инновационной деятельности;

уметь:

  • доказывать зависимость развития общества и государства от ускоряющегося темпа инноваций,

  • характеризовать содержание и значение основных направлений инновационного развития страны,

  • характеризовать инновации как целостный процесс

  • приводить примеры инновационных идей, анализировать их эволюцию

  • характеризовать вклад русских ученых в мировую инновационную практику

  • оценивать эффективность инновационных идей,

  • на конкретных примерах раскрывать значение инновационного мышления для формирования конкурентоспособной личности и лидерских качеств,

  • показывать на конкретных примерах связь между удовлетворением потребностей государства и личными интересами.

  • вести дискуссию,

  • моделировать ситуацию успеха,

  • выполнять исследования на заданную тему,

  • конструировать индивидуальный образовательный маршрут,

  • создавать презентации.

Идеальным результатом изучения курса является выбор школьником траектории жизненного успеха, основанной на необходимости инновационного подхода к любому объекту предполагаемой деятельности.


Формы подведения итогов

Неотъемлемой частью образовательного процесса является диагностика результативности учебно-воспитательного процесса, инновационной культуры воспитанников.



Показателями уровня образовательной результативности обучающихся являются:

  • уровень ЗУН по образовательной программе;

  • интерес к учебному материалу;

  • активность на занятии;

  • полнота и качество выполненной работы;

  • уверенность в себе, самостоятельность;

  • состояние инновационной культуры обучающихся.

В числе методов, с помощью которых педагог будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям, можно использовать: наблюдение, опрос, анализ контрольного задания, оценка презентации, анализ исследовательской работы и др. Данный перечень методов далеко не исчерпывает всего возможного диапазона диагностических средств, он может быть дополнен в зависимости от конкретного содержания темы.

Главные требования при выборе формы – она должна быть понятна детям; отражать реальный уровень их подготовки; не вызывать у них страха и чувства неуверенности, не формировать у ребенка позицию неудачника, не способного достичь определенного успеха.

Для определения относительного уровня усвоения данной образовательной программы воспитанниками, её дальнейшей корректировки и определения путей достижения каждым ребёнком максимального творческого и личностного развития предусмотрено выполнение заданий вводного и итогового контроля, которые позволят

Окончательным результатом учебного процесса является защита исследовательских работ на научно-практической конференции «Что век грядущий нам готовит?».


Учебно-тематический план.
Учебно-тематический план не предполагает разделения на теоретическую и практическую часть, так как в ходе реализации программы каждое занятие включает и тот и другой компоненты. Практическая часть реализуется во время дискуссий, выполнения презентаций, исследовательских проектов и других видов самостоятельной работы обучающихся. Цели изучения каждого кейса представлены в разделе «Содержание изучаемого курса», используемые на занятиях методики и сам кейс-метод описаны в разделе «Методическое обеспечение курса».



п/п


Разделы программы

Количество

часов


1.

Вводное тестирование..

1

2.

Введение.

2

3.

ИННОВАЦИИ - ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЕ,

или Могут ли инноваторы жить как в шоколаде. Инновации в государственной политике




4

4.

ИННОВАЦИЯ «КОСМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ»,

или Должен ли инноватор пропагандировать свое

изобретение. Инновации в космической отрасли


4

5.

ОТ ЦЕНТРИФУГИ К НАНОТЕХНОЛОГИЯМ,

или Почему нам лучше удаются самые сложные проекты. Инновации и нанотехнологии



4

6.

НЕВОЗМОЖНО НИЧЕГО ВИДЕТЬ ДИВНЕЙШЕГО,

или Как русские учили Европу инновациям. Как инновации регистрируются и защищаются законом.




4

7.

ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ? СКОРО УЗНАЕМ,

или В чем состоит смысл жизни творца нового. Инновации и медицина


4

8.

ИННОВАЦИЯ «АТОМНЫЙ ПРОЕКТ»,

или Как работается инноватору с петлей на шее. .Инновация и атомная энергетика



4

9.

И10.ННОВАЦИИ ЛУЧШЕ «ЖИВОЙ ВОДЫ»,

или Какую стратегию избрать России, чтобы догнать мировых лидеров. Инновация в области химии и фармакологии


4

10.

ЧЕРВЯК ИЛИ ГЕНИЙ,

или Отчего жизнь инноватора не сахар. Инновации и наземный транспорт




4

11.

СЕРЕНАДА О ДЕПРЕССИИ,

или Как инновации помогают выздороветь и выйти из



кризиса. Инновации в экономике

4

12.

ОРБИТА ИННОВАТОРА,

или Как добиться, чтобы инновации вошли в моду

Инновации в самолетостроении.


4

13.

ИННОВАЦИИ НА ВОДЕ,

или Был ли Запад нашим сырьевым придатком. Инновации и освоение Мирового океана.




4

14.

РАЗЛОЖЕНИЕ БЕЗ МАТЕМАТИКИ,

или Почему мы строим атомные лодки, но не можем выдумать игрушку. Инновации и качество жизни (бытовые приборы и инфраструктура жилья).




4

15.

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ГАДЖЕТ,

или Почему погибла инновация, которая могла открыть

тайны Вселенной. Инновации и альтернативная энергетика.


4

16.

ГВОЗДЬ И ПОДКОВА,

или Как государству воспитывать молодежь. Социальные инновации.



4

17.

Опыт региона по разработке передовых инновационных технологий. Экскурсия в научно-исследовательскую лабораторию ВУЗа.

2

18.

Опыт региона по внедрению инновационных технологий в промышленность. Экскурсии на промышленные предприятия города.

4

19.

Научно-практическая конференция «Что век грядущий нам готовит?»

2

20.

Решение познавательных задач.

2

21..

Итоговое тестирование.

1


Всего : 70 часов


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА




Тема КЕйса


ЦЕЛИ РАБОТЫ с содержанием


СОДЕРЖАНИЕ КЕЙСА



Основные

понятия



Теория

инновационной деятельности



Русские

инновации


Мнение

эксперта


Инновации,

которые победили

ИННОВАЦИИ - ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЕ,

или Могут ли инноваторы жить как в шоколаде. Инновации в государственной политике




На основе анализа теоретического содержания кейса,

сформировать представление о влиянии инновационной политики на развитие государства и благосостояние общества.



Инновация, инноватор, инновационный класс, изобретательство, инновации в эпоху Петра Великого, инновационная экономика, инновационный путь развития государства, государственная поддержка инновационных проектов, шоколад как инновация.

Инновация, инноватор

Петр Великий – инноватор и изобретатель.
Инновации в истории российской государственности. Петр 1 – первый русский правитель – инноватор. Вклад Петра Великого в модернизацию системы торговли с иностранными купцами, гидрографические работы, ремесленное дело, создание горных мануфактур, технических школ, основание Академии наук, создание регулярной армии по европейскому образцу, развитие военной промышленности, совершенствование оружия. Значение инноваций Петра для развития России.


С.Н.Мазуренко, руководитель Федерального агентства по науке и инновациям: «Инновации – это симбиоз государственной политики и рыночных отношений».
Что такое инновации. Соотношение между инновационной и сырьевой экономикой. Государственная поддержка инновационных проектов. Проблемы внедрения инновационных технологий в народное хрзяйство.

Шоколад – самая вкусная инновация.
История знакомства европейцев с шоколадным напитком и его эволюция. Появление твердого шоколада – результат технологической революции. Производство твердого шоколада в России.

ИННОВАЦИЯ «КОСМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ»,
или Должен ли инноватор пропагандировать свое

изобретение. Инновации в космической отрасли



Формировать опыт оценки перспективности инновационных проектов.

Венчурный бизнес, поддержка инноваций, лидерство в мировой космонавтике, ракета с ядерной боеголовкой, первый земной спутник, испытательный центр,быстрота – характерная черта инновационной экономики, инновационные центры, лифт как инновация.

Соотношение понятий Инновация, изобретение, открытие

Россия – лидер мировой космонавтики.
Из истории ракетостроения в России. Экономические способности государства и инновационные технологии. Причины неудачи в лунной программе.

Значение организаторских способностей С.П. Королева в освоении Космоса Россией. Экономические способности государства и инновационные технологии. Причины неудачи в лунной программе.



Михаил Ковальчук, директор Россий­ского научного центра «Курчатовский институт»: «Для успеха инновационной экономики надо освоить парное

катание»


Проблемы становления инновационной экономики в России. Быстрота – характерная черта инновационной экономики. Наука – неотъемлимая часть экономики. Преимущества России – развитая промышленность и богатые ресурсы, интеллектуальный поетенциал нации.

Роль государственного протекционизма в построении инновационной экономики. Создание дуэтов – государственные исследовательские центры и государственные корпорации путь преодоления отчуждения между наукой и промышленностью.

Объединение государства, науки и бизнеса – путь к построению современной инновационной экономики.


Лифт — самая ленивая инновация .
Подъемные устройства Древнего Рима Франции. Элиш Грейвс Отис – изобретатель устройства, обеспечившего безопасность лифта. Эволюция лифта.

ОТ ЦЕНТРИФУГИ К НАНОТЕХНОЛОГИЯМ,
или Почему нам лучше удаются самые сложные проекты. Инновации и нанотехнологии

Формировать отношение к ядерным и нанотехнологиям как наиболее перспективным областям развития российской и мировой экономики.

Технопарки, инновационное плавание, российские ядерные технологии, центрифуга, обогащение урана, шариковая ручка как инновация.

Экономичекая программа Президента Российской Федерации Д.А.Медведева,
Основные направления реформ - институты, инфраструктура, инновации, инвестиции, основные принципы реформ – уважение частной собственности, свобода частного сектора от государства, строгое соблюдение закона, инновационный путь развития.

Центрифуга «Смерть шпионам!».
Из истории создания передовых ядерных технолгий.

Андрей Фурсенко, министр образования
и науки: «Нанотехнологии перевернут мир, как перевер­
нули его информационные технологии»
Основное направления развития России на пути внедрения инновационных технологий – качественный инжениринг. Нанотехнологии – проект, работающий на престиж страны. Их влияние на материальный и духовный мир человечества.


Шариковая авторучка —

самая пишущая инновация.


Ласло Биро – создатель первой шариковой ручки. Эволюция инновации: от авторучек для пилотов до одноразовых зажигалок. Барон Бик – инноватор в области философского потребления.



НЕВОЗМОЖНО НИЧЕГО ВИДЕТЬ ДИВНЕЙШЕГО,
или Как русские учили Европу инновациям. Как инновации регистрируются и защищаются законом.


Воспитывать чувство ответственности за будущее российского государства путем анализа роли молодого поколения в освоении инновационных технологий.

Эпоха инноваций, молодые люди – самые удачные инноваторы, личный токарь Петра 1, инновационный сегмент экономики, скрепка как инновация.

Классификация инноваций по характеру- на революционные и эволюционные, непрерывные и скачкообразные. Понятие о продуктовой платформе.

Министр машиностроения Его вели­чества.

Андрей Константинович Нартов – мастер-изобретатель, личный токарь Петра 1, создатель более 30 станков и механизмов, первый русский руководитель Академии наук. Рождение инноваций.

Анатолий Чубайс, генеральный дирек­
тор «Роснано»: «Экономика без инноваций неконкуренто­
способна».
Корпорация «Роснано» и ее основная задача: завоевание лидирующих позиций на Мировом рынке в области нанотехнологий. Дефицит проектов – главная проблема внедрения внедрения инноваций. Падение аппетита Российского бизнеса к венчурным проектам в условиях кризиса. Внедрение высоких технологий – коллосальный ресурс снижения издержек и повышения конкурентоспособности.


Скрепка — самая малень­
кая инновация.
Привычные вещи и и нновационные проекты .Создатель скрепки норвежский математик Иоганн Валер. Скрепка – символ сопротивления.

ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ? СКОРО УЗНАЕМ,

или В чем состоит смысл жизни творца нового. Инновации и медицина


Формировать опыт прогнозирования глобальных последствий внедрения инновационных технологий и развитие на этой основе этико-нравственных качеств личности.

Биоэкономика, процесс старения, продление молодости, старость – это болезнь, ответственность науки и ученых за свои творения, конструктор – создатель нового, жвачка как инновация.

Восходящие и нисходящие инновации, вытекающие из знаний и использующие управление, продуктовые и процессовые. Масштаб инноваций.

Скоро человек будет жить в 10 раз
дольше .
Продление молодости и увеличение продолжительности жизни – важнейшая инновация для любого человека. В.П.Скулачев, декан факультета биоинженерии и биоинформатики Мгу, академик, о б инвестиционном проекте замедления старения человеческого организма. Достижения российских ученых в теории и практике продления молодости.

Академик Николай Доллежаль: «Я не

ученый, а конструктор и создатель нового».


Николай Антонович Доллежаль – создатель самых мощных в мире атомных реакторов.. Актуальность вопроса об ответственности науки и ученых за свои творения. Агрессивный . и мирный атом. Авария на чернобыльской АЭС : новая версия. Роль образования в современном обществе. Критерии содателя нового – честность, глубокие знания в своей области, умение чертить, ответственность, способность довести проект до практического воплощения. Компьютеры и человеческий фактор в инженерном деле. Отношение к жизни.


Жвачка — самая тягучая

Инновация.


Бессмысленная и востребованная инновация. Состав жвачки. Зубной врач Семпл – изобретатель жвачки. Влияние исторических событий на судьбу инновации.

ИННОВАЦИЯ «АТОМНЫЙ ПРОЕКТ»,
или Как работается инноватору с петлей на шее. Инновация и атомная энергетика


Формировать инновационную мотивацию

путем обоснования перспективности инноваций в области ядерных технологий на основе анализа роли ядерного оружия в современной политике.




Инвестиции в науку, рынок наукоемкой продукции, наукоград, ядерный щит, ядерное оружие как главный фактор политики, атомный проект, риск при внедрении новых технологий, холодильник как инновация.

Первопричина инноваций – технологический толчок, вызов спроса.

Создатель ядерного щита.

Ядерное оружие- главный фактор политики. Юлий Борисович Харитон – величайший инноватор 19 века, конструктор ядерного оружия. Из истории создания ядерного оружия.

Наука и власть.


Академик Иосиф Фридляндер, один из создателей уникальной центрифуги для обогащения урана «Меня трижды могли расстрелять».
Инновации, связанные с риском при внедрении новых технологий. Легче относись к сложностям и не впадай в трагизм.


Холодильник – самая морозная инновация.
Приемы сохранения продуктов питания в древности и в средние века.

Александр Твиннинг, Фердининд Карэ и Томас Мидгли и их инновации.

ИННОВАЦИИ ЛУЧШЕ «ЖИВОЙ ВОДЫ»,

или Какую стратегию избрать России, чтобы догнать мировых лидеров. Инновация в области химии и фармакологии


Развивать умение оценивать отдаленные перспективы внедрения инновационных технологий, формировать предстваление об инновационном характере экологических исследований и их жизненноважном приоритете.


Трудная судьба инноваций в России, отдача от инвестиций, экология, химическое оружие, уничтожение запасов химического оружия, боевые ракеты, интеллектуальные системы управления, сверхточное оружие, гильотина и электрический стул как инновация.

Инновации и технологическая база общества. Значение внеэкономического, административного и политического принуждения во внедрении экономически нерациональных технологий и их целесообразность.

Химическое оружие и экология
Столетнее забвение экологии.

Химическое оружие – одна из самых опасных инноваций.

Роль инноваций в области экологии и проблема уничтожения ядерного оружия.


Ефим Межирицкий, генеральный дирек­тор НПЦ автоматики и приборостроения: «Ракеты — пе­редний край науки» .
НПЦАИП – единственный в мире центр изготавливающий системы управления ракетами полностью на своих мощностях. Интеллектуальные системы управления : перспективы и проблемы внедрения. Технология создания высокоточного оружия и система управления гольфом.

Гильотина и электри­ческий стул — самые «гуманные» инновации
Смертная казнь в истории человечества. Роль инноваций в гуманизации способов исполнения смертной казни.

ЧЕРВЯК ИЛИ ГЕНИЙ,
или Отчего жизнь инноватора не сахар. Инновации и наземный транспорт


Формировать инновационную мотивацию

на основе обоснования перспективности инновационных исследований на основе анализа проблем изобретательства в России и прогнозирования реальных способов поиска путей их решения.



Невостребованность изобретательства в России, механик-самоучка, рационализаторы, наука как каркас, без которого невозможно развитие, образовательный уровень, интеллектуальная деградация общества, дизель как инновация.

Главная проблема изобретательства в России – его невостребованнность. Главная проблема изобретательства – неуважение к к техническим нормам. Инженер в России , сочинив идею немедленно лишался прав на свое творение.

Русские инновации и их всемирное признание в чужих краях.

Инновационный класс, мозговой штурм и перекрестное опыление идеями.

Кулибин № 1 .


Иван Кулибин – механик – самоучка. Жизненный путь инноватора– невостребованность изобретений и вынужденный экспорт за границу. Бедность и униженность.

Знания и нравственность.



Академик Игорь Горынин: «Самое

страшное — это равнодушные люди» .


Академик И.В. Горынин – один из столпов оборонной отрасли.

Равнодушие – главный тормоз на пути внедрения инноваций.

Главная задача научной интеллегенции – обеспечение высшего уровня знаний. Наука – каркас без которого невозможно развитие.

Три составляющие, необходимые для занятий наукой – талант, предполагающий неравнодушие, хорошее приборное оснащение и достойная зарплата.

Отсутствие механизма поддержки отечественных разрараьоток и технологий. Интеллектуальная деградация общества ведет неминуемо к распаду страны.


Дизель — самаябеспо­щадная инновация .
Трагическая судьба Рудольфа Дизеля – изобретателя двигателя внутренноего сгорания. Технологичсекие трудности и излишнее увлечение коммерцией – причины банкротства инноватора.

СЕРЕНАДА О ДЕПРЕССИИ,
или Как инновации помогают выздороветь и выйти из

кризиса. Инновации в экономике

Формировать инновационную мотивацию

на основе обозначения инновационного пути как самого эффективного для выхода из экономического кризиса



Великая депрессия, биоинженерия в сельском хозяйстве, генетическая гонка, персональная машина на генетическом уровне, генетическая карта мира, пути выхода из кризиса, инновационный скачок, технологическая потребность и рыночная реализация, экономика знаний, супермаркет как инновация.Мировой кризис. Великая депрессия и величайшие взлеты человеческого духа. Нанотехнологии – прорыв Великой депрессии -2.

Проблемы технологического лидерства: способность обеспечить рост бизнеса за счет эффективного управления научными исследованиями, ускорение потока инноваций, стратегическое планирование технологий. Развитие системы деловой разведки – условие эффективности системы. Стратегическое планирование условие динамичного развития нновационной компании.

Академик Константин Скрябин, директор центра «Биоинженерия»: «Хочу жить в России, чтобы продолжить дело своей жизни»
О необходимости биоинженерии в сельском хозяйстве. Для чего России нужны генетически модифицированнные продукты.

Перспективы персональной медицины на генетическом уровне.

Владение генетической информацией – ключ к абсолютному владению миром. Генетический атлас мира.


Академик Александр Дынкин, директор Института мировой экономики и международных отноше­ний: «Инновации — самый быстрый способ выхода из

кризиса».


Пути выхода из кризиса и стратегии мировой экономики.

Основные факторы развития экономики в современном мире : глобализация и инновация. Характеристики экономического кризиса. Технологическая потребность и рыночная реализация – условия успешности инноваций. Отсутствие конкуренции- низкие апиталовложен я в науку – причины отставания России нВ инновационном рынке. Прогнозы технологического взрыва в зарубежных странах. Опыт Китая.. Инновационная политика и экономика знаний. – стратегия выхода России из кризиса.


Супермаркет — самая застенчивая инновация .
Фрэнк Вулвот – автор идеи супермаркета. Его вклад в систему продвижения товара. Неудача – возможность начать снова более умно.

ОРБИТА ИННОВАТОРА,
или Как добиться, чтобы инновации вошли в моду

Инновации в самолетостроении.




Формировать инновационную мотивацию

на основе анализа инновационного опыта прошлого и оценки перспектив будущего.



Многоразовый космический самолет, полет «Бурана», мода на инновации, инновационная модель развития, технологичная инновационная машина, инвестиционная корзина, «Макдональс» как инновация.
.

Соотношение между творчеством и инновацией, инновацией и изобретением, наукой и инновацией. Инноватор и его качества. Бизнес-модель и изобретение. Лидер инновации. Менеджер.

Лебединая песня «Бурана».
«Буран» - многоразовый космический самолет. Чрезмерная усложненность бортового комплекса и структурная неэффективность советской экономики – причины драматической судьбы самого совершенного технического механизма, созданного в нашей стране. .

Михаил Прохоров, президент частного инвестиционного фонда «Группа ОНЭКСИМ»: «В Рос­сии должна появиться мода на инновации».
М.Д.Прохоров – самый богатый человек Росссий по итогам 2008 года, меценат и инноватор. Нанотехнологии – стратегическое пореимущество России. Зоны инвестиционного процесса: рынки, заказывающие инвестиционную продукцию, обеспечивающие отрасли, инновационная среда. Понятие о технологичной инновационнной машине. Создание универсальных исследовательских центров –выход для российской науки. Значение коммерционализации инноваций.

Опыт возвращения инновации в Россию. Инновационная корзина

«Макдоналдс» — самая съедобная инновация.
«Макдональсы» - инновации с ситеме обслуживания.Роль инвестиций в реализации инноваций. «Подводные камни» инноваций.

ИННОВАЦИИ НА ВОДЕ,
или Был ли Запад нашим сырьевым придатком. Инновации и освоение Мирового океана.


Формировать инновационную мотивацию

на основе анализа роли инновационной деятельности в удовлетворении личного интереса изобретателя.



Инновационная цепочка, малый бизнес как основа инновационной системы, утечка мозгов, приливная электростанция, передовые технологии Великого Новгорода, демократическая модель, кока-кола как инновация.
Развитие малого бизнеса в России- путь к восстановлению инновационной системы.

Сырьевое производство – причина утечки мозгов.

Личный интерес – имеющий в основе приумножение собстевнности, -основной мотив поступков человека.

Инновации – процесс преобразования знаний в деньги. Экономика знаний. Корпоративная стратегия и ее основной элемент – поощрение инноваций.

Россия приручает океан.
Кислогубская приливная электростанция - инновация в мировой энергетике. Перспекивы приливной энергетики.

Академик Валентин Янин, руководитель Новгородской археологической экспедиции: «В Великом

Новгороде были передовые технологии»


Россия – технологический лидер прошлых эпох. Величие и падение Великого Новгорода. Нарушение баланса в демократической модели.

Кока-кола — самая жид­кая инновация.
Аза Кендлер – создатель компании «Кока-кола». Роль рекламы во внедрении инноваций.

РАЗЛОЖЕНИЕ БЕЗ МАТЕМАТИКИ,
или Почему мы строим атомные лодки, но не можем выдумать игрушку. Инновации и качество жизни (бытовые приборы и инфраструктура жилья).


Формировать инновационную мотивацию

на основе анализа роли инноваций в повышении качества жизни



Логическое мышление, система доказательств, креативная личность, ядерный реактор для атомной подводной лодки, уран низкого обогащения, плавучая АЭС, атомный ледокол, футурология, несоответствие между механизмами управления и фундаментальными целями общества, модель численного развития человечества, кукла Барби как инновация.
Место математики в системе образования. Математика учит логическому мышлению и системе доказательтв – главным свойствам креативной личности. Математики много не бывает.

Лидер инновации. Инноваторская жилка.

У России свой путь. Даже под водой.

Русские ядерные ректоры для атомных субмарин – лучшие в мире. История атомного флота России – история инноваций.


Профессор Сергей Капица: «Новый

кризис опаснее чумы и мировой войны» .


Проблемы вхождения молодых исследователей в науку.
Развитие – основная цель общества. Футуролистические прогнозы С.П.Капицы. Несоответствие механизмов управления и фундаментальных целей общества – проявление кризиса. Модель численного развития населения. Демографичексий кризис, его причины, последствия и разрешение. Снижение рождаемости – результат увеличения периода освоения прошлого исторического опыта.

Кукла Барби — самая

женственная инновация.


Как рождаются инновации. Рут Хандлер – создательница куклы Барби.


ЧЕЛОВЕК И ЕГО ГАДЖЕТ,
или Почему погибла инновация, которая могла открыть

тайны Вселенной. Инновации и альтернативная энергетика.




Формировать инновационную мотивацию

на основе представлений о востребованности инновационных проектов – основной составляющей современной политики Российского государства.



Гаджеты, технологический шаг, Большой адронный коллайдер, Русский коллайдер, предпринимательство в сфере инженерного творчества, телефон как инновация.

Гаджеты – портативные многофункциональные приспособления. Научные лаборатории – создатели фундамента технологической резолюции.

Современная экономика и инновации.

Молчание ускорителя.
История русского коллайдера в свете политической и экономической истории государства. Внешние препятствия в реализации инноваций и их последствия.

Академик Евгений Велихов, президент Российского научного центра «Курчатовский институт»:

«Смельчаки определят будущее России».


Открытие – дело смелости и решительности одного. Правильная организация «экономики знаний» - условие захвата инновационного мирового рынка.


Телефон — самая разго­ворчивая инновация
Телефон – первый современный гаджет.

Александр Белл – создатель телефона. Телефон – иллюстрация того, что успех изобретения не

ограничивается лишь идеей и конструкцией, но зависит от удачных инвестиций, от рекламы, от ожиданий общества.

ГВОЗДЬ И ПОДКОВА,
или Как государству воспитывать молодежь. Социальные инновации.


Воспитывать чувство патриотизма как основы формирования инновационного общества.

Воздушный Титаник, стратонавт, стратостат, полет в стратосферу, молодежная политика, патриотическое воспитание, игрушка LEGO как инновация.
Инновации и история государств.

Роль взаимодействия между всеми участниками процесса – в продвижении инноваций. Формирование инновационного сообщества.

Гибель воздушного «Титаника»

История воздушных полетов на стратостатах. Неудачная инновация – повод искать другие пути.

Академик Анатолий Деревянко, ди­ректор Института археологии и этнографии Российской академии наук: «Без государственной политики молодое

поколение становится беспризорным»


Опыт построения молодежной политики в СССР.

Мудрая молодежная политика – будущее государства. Стержневые задачи молодежной политики России: максимальное раскрытие таланта молодежи и воспитание у деловых людей патриотизма..Самые удачливые инноваторы – молодые люди.

Патриотизм – цемент государства.

LEGO — самая игрушеч­ная инновация .
Создание и эволюция инновации : от деревянных кубиков до компьютерных игр.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В основу курса «Живая инновация» легло содержание учебного пособия «Живая инновация. Мышление ХХ1 века: пособие для старшеклассников / С.Л.Лесков. – М.: Просвещение, 2009. – 240 с. С учетом инновационного смысла пособия авторами предлагается и работу с ним построить на инновационных принципах. Сам материал представленный в книге должен рассматриваться как классический кейс – сборник описаний реальных ситуаций, цель которого привести учащихся к видам деятельности, формирующим инновационное мышление. Причем ситуация может отражать как комплексную проблему, так и какую-либо частную реальную задачу в той же сфере (например, инновации в создании матери­алов для протезирования).

Кейс — современный и состоявшийся метод обучения в экономике, медицине, менеджменте, приклад­ных науках и т. д. с безусловным приоритетом деятельностного подхода и практической значимостью для обучающихся.

Хорошо подобранный кейс (материал, описывающий реальные ситуации) удовлетворяет следующим требованиям:



  • соответствовать четко поставленной теме, .проблеме и цели дискуссии;

  • иметь уровень трудности, доступный для учащихся;

  • иллюстрировать ситуацию с разных сторон примерами из реальной жизни;

  • представлять наиболее типичные ситуации, связанные с те­мой дискуссии;

  • содавать основу для размышлений и выработки решений;

  • стимулировать дискуссию.

Предлагаемый метод предполагает изучение предмета путем использо­вания определенного количества кейсов (в нашем случае их 14 — по количеству глав), позволяющих рассмотреть ключевую пробле­му с разных точек зрения. Такое обучение развивает в учащихся способность мыслить на языке основных проблем, с которыми они сталкиваются в определенной сфере деятельности. В нашем случае это проблемы созидания нового.

Задания для учащихся делятся на три группы — задания перед занятием, задания для работы на занятии и задания после за­нятия.



Задания перед каждой главой предлагаются для решения трех основных учебных задач:

  1. Акцентировать внимание учащихся при работе с текстом параграфа.

  2. Актуализировать проблему через апелляцию к личному опыту.

  3. Организовать поисковую активность учащегося, ориентиро­ванную на тему будущей дискуссии.

Основой методики обучения является дискуссия на занятии по заданной теме-проблеме и дальнейшее обсуждение в группах конк­ретных фрагментов этой проблемы с последующей презентацией результатов. Дискуссия предполагает предварительную подготовку к ней как учителя, так и учащегося. Смыслы этой подготовки из­ложены в таблице.




Этап работы

Действия преподавателя



Действия ученика


До занятия

1.Собирает и формирует кейс.

1. Получает кейс или тре­бования к формированию своей части кейса, список рекомендуемой литературы.


2.Определяет основные и дополнительные материа­лы для работы в группах.

2. Индивидуально готовится к занятию

3.Разрабатывает сценарий занятия, включая: порядок ведения дискуссии, фор­мат выступлений в ходе дискуссии, принцип деле­ния на группы, формат презентации работы групп, систему оценки работы групп и каждого участника






Во время занятия

1.Организует дискуссию по обсуждению кейса.

1.Задает вопросы, углуб­ляющие понимание кейса и проблемы.


2.Делит класс на группы.

2.Разрабатывает варианты решений, слушает, что го­ворят другие.

Принимает решение

3.Руководит обсуждением кейса в группах, обеспечивая их дополнительными сведениями






После занятия

1. Оценивает работу учащихся

1. Составляет письменный отчет о занятии по данной теме.

2. Оценивает принятые ре шения и поставленные вопросы

2. Выполняет предложен- ное учителем персональное домашнее задание


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3


©www.netref.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет